Фото: SWAT SLAV / Telegram

Задержание ученого Каверина в Афганистане: главное об обвинении, жизни в СИЗО и возвращении в Россию

Происшествия

Российский этнограф Святослав Каверин вернулся в Москву после 1,5 месяца заключения в СИЗО Афганистана. Талибы задержали его по подозрению в контрабанде украшений, а затем обвинили в шпионаже. О состоянии ученого долгое время не было ничего известно, дипломаты и родственники не могли с ним связаться. Как Каверин жил в СИЗО и что рассказал после освобождения — в материале «Вечерней Москвы».

Этнолог перестал выходить на связь после задержания

Сотрудника Центра палеоэтнологических исследований и Института востоковедения РАУ Святослава Каверина задержали в афганском городе Кундуз 19 июля. Ученый сообщил, что талибы заподозрили его в контрабанде.

— Меня в Кундузе задержали за попытку «контрабанды» украшений, сейчас везут в Кабул. Надеюсь, что там дело ограничится допросом и оформлением документов на украшения. Смартфон получаю изредка, — писал Каверин в своем Telegram-канале.

Соратники Каверина утверждали, что найденные в его багаже украшения — всего лишь сувениры из антикварной лавки, которые он вез как подарки для родственников, друзей и подписчиков. А один из знакомых Каверина Артем Шмелев сообщил, что поездка в Афганистан была научной экспедицией, заявленной как туристическая. Путешествие никто не финансировал.

На следующий день к разбирательствам подключилось посольство России в Афганистане. Дипломаты заявили, что работают над ситуацией. Однако после этого о Каверине почти месяц не было ничего известно.

11 августа Baza сообщила, что ученого содержат в следственном изоляторе в Кабуле. Отмечалось, что у Каверина нет никакого правового статуса, то есть официально его ни в чем не обвиняли. Суть претензий к нему не была понятна. На этом основании власти Афганистана заявляли российским дипломатам, что местонахождение этнографа им неизвестно. При этом в изоляторе к Каверину относились хорошо.

Фото: SWAT SLAV / Telegram

Еще через неделю в Российском деловом центре в Афганистане заявили, что задержание Каверина связано с «проблемой компетенции сопровождающих его лиц».

— Нашим гражданам нужно учитывать, что в Афганистане исламские законы. В поездке необходимо брать разрешение у местных органов на посещение той или иной провинции, указывать цель посещения, сопровождающих лиц из числа местного населения. Нельзя вывозить из Афганистана культурные и материальные ценности, — сообщили в центре.

За Каверина вступились ученые и депутаты

24 августа мать Святослава Каверина Татьяна обратилась к главе республики Татарстан Рустаму Минниханову с просьбой посодействовать освобождению ее сына из афганской тюрьмы. Дело в том, что после признания Россией Исламского Эмирата Афганистан в июле 2025 года талибы первыми приняли делегацию именно из Татарстана.

25 августа друг Каверина Андрей Коньков заявил, что талибы не дают ученому связаться с консульством РФ. Он отметил, что власти Афганистана давали устные гарантии освободить этнографа после проверок.

А 26 августа депутат Госдумы Сергей Обухов сообщил, что он отправил запрос на имя министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Там ему ответили, что еще 17 августа Каверина навестили консулы. Они оценили состояние ученого как нормальное, отметив, что у него нет жалоб на условия содержания и афганских правоохранителей.

— Российское диппредставительство, как сообщил мне министр Сергей Лавров, оказывает необходимое консульское содействие в интересах скорейшего освобождения российского ученого, — написал Обухов в своем Telegram-канале.

Тем временем Ассоциация антропологов и этнологов РФ направила обращение начальнику Второго департамента Азии МИД России Алексею Павловскому с просьбой установить местонахождение Каверина.

Возвращение Каверина на родину

В понедельник, 8 сентября, Святослава Каверина наконец отпустили из афганского изолятора после полутора месяцев заключения. Мать этнографа рассказала, что ее сыну пришлось собираться домой в спешке. Дозвониться до мужчины не получалось, так как его сим-карта была утрачена. Вечером того же дня Каверин выложил в свой Telegram-канал фотографию из аэропорта Шереметьево.

— После 52 суток полного офлайна я ничего пока не знаю. Жду в аэропорту Шереметьево, — подписал он публикацию.

В аэропорту этнографа встречали мать, друзья и журналисты. В беседе со СМИ Каверин сообщил, что силовики нагрянули к нему, когда он гостил у выпускника одного из российских вузов в Кундузе.

— Я к нему заехал, мы пообедали и поехали. На въезде в город начальник местной службы безопасности тормозит нашу машину и говорит: «Мы вас на пять минут задержим». Затем выхватывает у меня телефон из рук: «Поехали, будем тебя обыскивать». Нашли у меня чайники советские с афганской чеканкой, украшения, камни драгоценные и недрагоценные — у меня по мелочам что-то было разное. Говорят: «Ты контрабандист», — вспоминает ученый.

Кроме того, еще до задержания силовики видели, как Каверин подходил к случайным прохожим и задавал им политические вопросы. На этом основании талибы заподозрили ученого в шпионаже и повезли на допрос в Кабул. Там силовики били Каверина, но несильно, чтобы не осталось синяков.

Во время расследования Каверин успел побывать в нескольких камерах афганского СИЗО. В каждой из них ученый, по его же словам, разрисовывал стены, пел детские песни и занимался гимнастикой с сокамерниками.

— Нагулял 130 километров по ней (одной из камер — прим. «ВМ») за две недели. Я там как советский физкультурник-затейник с другими соседями устраивал гимнастику, отжимания, приседания, чтоб не скучали. Русское слово из трех букв во всех комнатах написал. В последние два дня мне надоело, я голодовку устроил, два дня не ел, только в самолете поел, — рассказал этнограф.

Свет в камерах не выключали даже на ночь, а гулять арестантам приходилось внутри помещений. Звонить родственникам или дипломатам тоже не разрешали. В итоге уличить Каверина в шпионаже не удалось, и суд снял с него все обвинения — это произошло на 39-й день пребывания ученого в изоляторе. Но на свободу он вышел лишь на 52-й день.

Чем известен этнограф Каверин

Святославу Каверину 38 лет. Он окончил Центр социальной антропологии РГГУ, некоторое время работал в московском Центре палеоэтнологических исследований, а теперь является сотрудником Института востоковедения Российско-Армянского университета (РАУ).

Каверин позиционирует себя как ученого, этнографа, журналиста и путешественника. Он изучает культуру народов Гиндукуша, живущих в труднодоступных горных долинах Афганистана и Пакистана, исследует народы Кавказа и Восточной Европы. Он курировал несколько тематических выставок в Государственном музее народов Востока и Восточном культурном центре Института востоковедения РАН.

С 2014 года Каверин совершил несколько экспедиций в Афганистан. В поездках он подрабатывал переводчиком для кинопроектов. Сам ученый часто появляется на фотографиях в традиционной афганской одежде — паколе и дисмале.

Похожая история произошла с ученой из России Ксенией Петровой, работавшей в Гарвардской медицинской школе. Она четыре месяца провела в американской тюрьме из-за эмбрионов лягушек, которые она ввезла в США без декларации. Девушку хотели депортировать в РФ, но та боялась, что на родине ей грозит уголовное преследование из-за осуждения СВО.

А в апреле в Киргизии задержали четверых человек, в том числе сотрудницу Русского дома и информагентства «Регнум», по делу о вербовке наемников. В середине апреля их заключили в СИЗО, а спустя почти две недели перевели под домашний арест.

amp-next-page separator