Мужчина взял в заложницы и убил женщину в Иркутске: издевательства над женой, месть и психические отклонения
Житель Иркутска Роман Мичурин взял в заложники и убил случайную прохожую из-за жены, которая спряталась от него в здании благотворительного фонда. Ранее мужчина несколько месяцев жестоко избивал супругу и резал ее ножом. Женщина сбежала от него вместе с семилетним сыном. 28 января он забаррикадировался в своей квартире вместе с заложницей и требовал встречи с женой, но в итоге убил свою пленницу. Что грозит преступнику и могут ли его отправить в психбольницу, «Вечерняя Москва» разбиралась с экспертами.
Почему жена сбежала от мужа
Весной 2025 года житель Иркутска Роман Мичурин женился на Ольге (имя изменено). К тому моменту он успел отслужить в зоне спецоперации на Украине, получить ранение, пройти лечение и сбежать из военной части. С тех пор его разыскивал военный комиссариат. А у Ольги был семилетний сын от бывшего возлюбленного.
Поначалу семья жила в мире и спокойствии, но со временем Роман начал вести себя агрессивно. Он стал избивать жену, кусать ее и даже бросаться на нее с ножом. При этом ребенка мужчина не трогал.
В августе 2025 года Ольга обратилась за помощью в благотворительный фонд «Оберег». По словам руководителя организации Александра Соболева, к тому моменту женщина была вся в увечьях.
— Впервые она поступила к нам в августе 2025 года с ужасными увечьями. За 20 лет работы я такого никогда не видел. Женщина была вся в синяках и ссадинах, муж откусывал ей куски плоти, вонзал в ее тело нож. Ольга была в ужасном состоянии. Обращаться в больницу она отказалась, мы оказали ей помощь своими силами. Также мы сообщили об этом в полицию, ранее в правоохранительные органы обращались соседи и коллеги Ольги. Но сама она отказывалась писать заявление, поэтому мужа не привлекали ни к какой ответственности, — рассказал директор «Оберега» корреспонденту «Вечерней Москвы».
Затем Ольга вернулась к мужу и снова стала терпеть побои. Когда Роман в очередной раз выходил из себя, женщина отправляла сына к сотрудникам «Оберега», а сама оставалась наедине с ним. В сентябре она снова вся избитая пришла к правозащитникам, а в январе 2026 года решила остаться жить на базе фонда вместе с сыном. Роману сотрудники «Оберега» объяснили, что теперь его жена находится под защитой и не хочет с ним видеться. Мужчина, по словам Соболева, отнесся к этому с пониманием и успокоился.
Затем Роман стал требовать встречи с женой. Сотрудникам фонда даже приходилось вызывать полицию, чтобы мужчину задержали и увели от здания «Оберега». Так и не увидевшись с Ольгой, ее супруг решился на преступление.
Убийство случайной прохожей
В ночь на понедельник, 28 января, Роман в очередной раз пришел к зданию «Оберега» караулить свою жену. Так и не дождавшись ее, мужчина взбесился. Он набросился на случайную женщину, которую встретил на автобусной остановке, и под угрозой расправы затащил ее к себе домой. По стечению обстоятельств заложница Романа тоже оказалась подопечной «Оберега» и подругой Ольги.
Свидетельницей нападения стала няня местного детского сада. Женщина вызвала полицию. Затем Роман сам вышел на связь с руководством фонда, в котором пряталась его жена, и потребовал встречи с Ольгой. В противном случае он пообещал убить заложницу.
Вскоре к квартире мужчины прибыли более 50 сотрудников силовых структур. Оперативники несколько часов вели с мужчиной переговоры и просили отпустить запертую у него женщину. Роман стал угрожать, что выбросит пленницу с шестого этажа, поэтому под окном его квартиры решили установить спасательный надувной батут.
Около 2:30 Роман сам открыл двери и сообщил, что задушил заложницу. Войдя в квартиру, силовики в этом убедились. При этом экспертиза показала, что женщина была убита в 1:30, после чего преступник еще час сидел возле ее тела. У погибшей остались две дочери.
— Сегодня утром мы вызвали бабушку детишек и временно передали ей детей. Мы подключили наших психологов, чуть позже детям скажут, что случилось с мамой. На ее месте могла быть любая, кто не приглянулась насильнику, — написал Соболев в Telegram-канале своего фонда.
Что грозит преступнику
Роман в настоящее время находится в следственном отделе, в ближайшее время ему изберут меру пресечения. В отношении мужчины возбудили уголовное дело об убийстве. За это ему грозит от шести до 15 лет лишения свободы. Однако в дальнейшем дело могут переквалифицировать по более серьезному пункту этой же статьи — убийство из хулиганских побуждений. Об этом «Вечерней Москве» рассказала кандидат юридических наук, доцент МГЮА Анастасия Рагулина.
— Убийство из хулиганских побуждений отличается тем, что расправа совершается «просто так». То есть преступника и жертву ничего не связывает, никакие отношения или конфликт, они друг друга даже не знают. Роман совершил убийство именно так. Наказание за такое преступление гораздо жестче: до 20 лет лишения свободы или пожизненное тюремное заключение. Также Роману могут предъявить обвинения в побоях в отношении жены, умышленном причинении вреда ее здоровью или даже в угрозе убийством, — рассуждает она.
По словам юриста, Роману предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу. Если выяснится, что в момент взятия в заложники и убийства женщины преступник не осознавал своих действий, то его отправят на принудительное лечение.
— Просто наличие какого-то психического заболевания не может быть основанием, чтобы отправить преступника на принудительное лечение. Нужно доказать, что из-за этого заболевания преступник не осознавал общественной опасности своих деяний. Срок такого лечения не ограничен, человек может пробыть в стационаре сколько угодно, но не менее шести месяцев, — объяснила Рагулина.
«Ненавидел всех женщин»
Романа можно назвать психопатом-садистом, который, вероятно, ненавидел всех женщин и таким образом решил им отомстить. Таким мнением с «Вечерней Москвой» поделился психиатр-нарколог, главврач психиатрической клиники, автор популярного YouTube-канала Василий Шуров.
— Это психопат-садист, который издевался над женой, а когда она от него ушла, излил свою ярость на первую прохожую женщину. Судя по всему, он ненавидел всех женщин. Нам, конечно, хочется думать, что он был каким-то невменяемым и нуждается в срочном лечении, но ведь себя он не убил. Он спокойно вышел к оперативникам и сдался. Поэтому я не думаю, что он невменяем. Он просто психопат, который должен отвечать за свои поступки, — подчеркнул он.
По словам эксперта, психопатия — это не диагноз и не психическое заболевание, а черта характера. Этого недостаточно, чтобы отправить Романа на принудительное лечение.
— Психопатия — это антисоциальное расстройство личности, но не диагноз. У него может быть какое-то конкретное заболевание, которое не давало ему осознавать свои действия в момент совершения преступления. Если же этого не было, то он абсолютно вменяем. Может, он был под алкоголем или наркотиками. Это покажет экспертиза, — подытожил Шуров.
Похожая трагедия произошла 27 января в Москве. Пьяный бизнесмен порезал горло жене и попытался убить 14-летнего сына в собственной квартире. Пострадавшие выжили, они смогли спастись, спрятавшись у соседей. Предварительно, глава семейства взбесился из-за замечания, что он мешает сильнодействующие лекарства с алкоголем.