Ветеран авиации Жорж Шишкин: Вертолет МИ-8 мог упасть из-за того, что пилот неправильно оценил погодные условия

Происшествия
17 августа стало известно, что водолазы нашли бортовые самописцы рухнувшего в Охотское море вертолета МИ-8. На борту судна находились 13 пассажиров и три члена экипажа.

При крушении вертолета 11 человек смогли выбраться и самостоятельно доплыли до берега. Сейчас их жизням ничего не угрожает. Судьба еще пяти пассажиров до сегодняшней ночи была не известна. Позже сотрудники МЧС сообщили о том, что извлекли тела пяти человек – они не успели выпрыгнуть из винтокрылой машины.

В настоящее время члены экипажа активно работают со следствием. По предварительным данным, причиной авиакатастрофы мог стать отказ двигателя. Официальную причину назовут только тогда, когда будут изучены "черные ящики" и завершатся следственные действия.

Своим компетентным мнением о том, что могло стать причиной крушения вертолета МИ-8 над Охотским морем, с читателями «Вечерней Москвы» поделился заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, специалист по подготовке летного состава Жорж Шишкин.

- Сейчас в различных источниках в качестве одной из основных версий трагедии звучит – отказ одного из двигателей. Однако МИ-8 в любой модификации способен летать на одном двигателе. Он может зайти со снижением и сесть с одним двигателем и даже при выключенных двух двигателях на авторотации, - говорит Шишкин.

По его мнению, в ситуацию могли вмешаться неблагоприятные погодные условия. 

- Я подозреваю, что в виду сложных условий, низкой облачности, большой влажности, тумана, могло произойти обледенение лопастей (хотя там и предусмотрена защита), и обледенение двигателей, - предполагает эксперт. - Эти двигатели очень боятся обледенения. Эта проблема сопровождает эту серию вертолетов всю их историю. Если не вовремя заметить это обледенение или попасть в область сильной влажности, на определенном этапе они начинают задыхаться и самовыключаться. Причем, одновременно. Летчику, может быть, не хватило нескольких минут дотянуть до берега – из облаков он вышел, но внизу тоже было не тепло, около нуля.

Иными словами, не исключается вероятность того, что авария могла стать следствием ошибки пилота, который неправильно оценил погодные условия.

  / Фото: www.olh-121160.nichost.ru

Сочетание неправильного расчета своих возможностей с банальным разгильдяйством и вовсе сводит шансы выжить как экипажу, так и пилотам к нулю. Это привело к трагедии над Истринским водохранилищем 2 августа, когда в условиях идеальной видимости, исправности техники вертолет и самолет «нашли» друг друга в небе. Погибли 9 человек, двое из них - дети. Причины пока точно не установлены, но эксперты выявили ряд вопиющих пренебрежений международными правилами полетов. А буквально на днях еще одно ЧП едва не обернулось трагедией. В Красноярском крае нетрезвый пилот совершил несанкционированный вылет с аэродрома.

По словам Жоржа Шишкина, Система подготовки и требования ко всем пилотам одинаковые. Летчики проходят ежегодную профессиональную подготовку (курсы повышения квалификацию), ежеквартальные тренировки на тренажерах, ежедневный предполетный осмотр, медосвидетельствование.

- На вертолетах дело обстоит лучше, чем на самолетах – в этой сфере задействовано больше организаций, этой техники больше, и летают пилоты вертолетов гораздо чаще, нежели те же пилоты региональной авиации.

Не только уровень подготовки влияет на стабильность работы пилота и безопасность, но и внутреннее состояние того, кто за штурвалом.

- В советское время существовало такое понятие как организация летной работы, - говорит Олег Смирнов, заслуженный летчик СССР, член комиссии при Росавиации и Ространснадзоре. - Руководство «обволакивало» вниманием пилотов, в определенном смысле контролировало его поведение, следило за микроклиматом в коллективе. Знали кто выспался, а кому нужно передохнуть. К тому же, летчики были - отборный человеческий материал, прошедший строжайший медицинский отбор и многие проверки.

О ТОМ, КАК ПРОХОДИЛА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Сергей Извольский, представитель Росавиации: 

– Причины крушения вертолета будет устанавливать комиссия. Уже найдены черные ящики. И, собственно говоря, параметрические самописцы и другие необходимые данные будут расшифрованы. Будет опрошен командир воздушного судна, другие члены экипажа. Так заявка по выполнению этого маршрута у них была. Они вылетели из населенного пункта Полины Осипенко в бухту Онгачан. То есть разрешение у них было на этот полет. Все знали, кто летит и куда летит. Поисково-спасательные мероприятия начались вовремя, потому что в назначенное пилот вертолета не вышел на связь. Экипаж должен был выйти на связь после выполнения посадки (полный текст интервью...).

Вадим Базыкин, вертолетчик, заслуженный пилот России:

- 16 пассажиров - вполне нормальная нагрузка для вертолета Ми-8. Максимальное число пассажиров - 28, но обычно стараются сажать человек по 20, так что перегруза не было. Мы пока не знаем подробностей происшествия. У пилота в таких случаях есть всего несколько секунд для принятия решения. Если случился отказ гидросистемы, то нужно было приводняться. Но командир экипажа мог опасаться, что вертолет неуправляемый, упадет на левый бок, в этом случае перекроется выход для пассажиров. Если случились другие отказы, нужно было приводняться.

ЗАЧЕМ ТУРИСТЫ ЕДУТ НА ШАНТАРСКИЕ ОСТРОВА

Известно, что пассажирами вертолета были туристы, которые направлялись к одному из красивейших мест Земли – Шантарскому архипелагу.

«Вечерняя Москва» выяснила, чем так привлекают туристов Шантары и какие маршруты предлагают путешественникам (далее...).

  / Фото: www.olh-121160.nichost.ru

amp-next-page separator