Психолог Наталья Варская: У захватчика «Московского кредитного банка» был синдром Робин Гуда
Психолог Наталья Варская рассказала «ВМ» о том, что могло побудить 28-летнего молодого человека ограбить банк, и почему захватчик требовал нестандартную для ограбления денежную сумму.
- Наталья Владимировна, что могло, по вашему мнению, подтолкнуть Алексея Ухина на ограбление банка?
- Основное требование захватчика – выдать ему денежную сумму в размере 4,7 миллиона рублей и 13 тысяч евро. Сумма, так скажем, нестандартная для ограбления, «некруглая». Я думаю, что требование этой суммы говорит о том, что у него в психике произошел какой-то сбой, поскольку все не вписывающие в обычные рамки слова и действия наталкивают на мысли развития шизофрении.
- Родственники захватчика характеризуют его как положительного человека. Может ли такой человек пойти на преступление?
- Это еще не о чем говорит. В мире достаточно много случаев было, когда человек с великолепными характеристиками оказывался маньяком. Алексей мог быть на виду, в обществе, веселым, общительным молодым человеком, но что происходило у него в голове, мы не знаем. Возможно, что он принадлежал к определенному психотипу, которому свойственно вытеснять правду и верить в то, что ему удобно. Спокойный человек – это верхушка айсберга, мы не можем предположить, какие процессы происходят внутри. А финансовые проблемы и безработица могли ухудшить ситуацию и, в какой-то момент, эти процессы могли вырваться. Кроме того, 12 лет назад он был судим за «грабеж», что могло сказаться на его психики.
- Наталья Владимировна, а могли события 12-летней давности повлиять на произошедшее в банке?
- Безусловно. Исходя из факта ранней судимости уже можно предположить, что Алексей Ухин – неблагополучный человек. А когда он столкнулся с финансовыми трудностями, его хрупкая психика повредилась. Отсюда и странные поступки, и неровные суммы, и непродуманное ограбление. Скорее всего, его психологическое состояние находилось на уровне, когда не думают о последствиях.
- Если следовать практике, люди в момент ограбления действуют несколько агрессивно, необдуманно. Но наш захватчик был достаточно лоялен по отношению к заложникам. С чем это может быть связано?
- Если несколько видов шизофрении. Возможно, что Алексей вошел в роль вежливого человека. Например, при истероидный шизофрении человек может войти в соответствующую роль, и преступление он будет совершать вежливо. Он как бы надевает на себя «маску» и следует своей роли. Скорее всего, у Алексея был синдром Робин Гуда, для которого данное преступление – вынужденная мера, но при этом он не хочет брать сумму больше, чем его долг.
Напомним, что вечером 18 мая вооруженный мужчина взял в заложники нескольких человек в «МКБ» и потребовал крупную сумму денег.
В ходе штурма угрожающий взрывом налетчик был ликвидирован. Благодаря действиям полиции никто из заложников серьезно не пострадал. Захватчиком банка оказался 28-летний житель Наро-Фоминска Алексей Ухин.