Психолог-криминалист Михаил Виноградов: От трагедий, подобных пожару в Раменском, невозможно застраховаться
Известный российский психолог-криминалист Михаил Виноградов рассказал «ВМ» о том, могли ли сами пациенты психбольницы организовать поджог с целью побега и мог ли за рубежом произойти такой трагический случай.
- Михаил Викторович, могли ли сами больные организовать поджог, чтобы под шумок убежать из больницы?
- Вероятность поджога с целью побега, на мой взгляд, неубедительна. Там подкоп был обнаружен, бежать собирались социально опасные больные - наркоманы, алкоголики, но поджигать с такой целью диван маловероятно. Скорее всего трагическая случайность. Кто-то курил, бросил окурок, может заснул с окурком…
- В таких учреждениях вот так спокойно можно ходить, курить?
- Курить там можно в специально отведенных местах, но очень сложно отследить, кто там ночью курит, а кто нет. Больные в таких больницах спокойно передвигаются по всей больнице, ходят в столовую, туалет. В установленное время выходят в закрытый двор на прогулки.
- Проходила информация, что больных привязывали к кроватям, чтобы они не убежали, это в таких больницах практикуется?
- Сомневаюсь, что их привязывали к кроватям, но то, что им вкалывают препараты, вызывающие глубокий сон, это правда. Больные иногда сами просят, чтобы им вкололи дополнительную дозу, чтобы спать покрепче. В таком состоянии они могли не почувствовать запаха дыма, гари и погибнуть. Это не чья-то вина, это необходимость лечения таких больных. Не все больные получают сильнодействующие препараты, их получают пациенты с галлюцинациями, возбужденные. Больница очень сложная по составу больных, поэтому большая часть могла находится под действием препаратов и даже сгореть заживо, не ощутив этого.
- Если они все спали, то кто тогда курил?
- Кто-то, кто не получал лекарства мог пойти покурить, уронить окурок и заснуть В такие больницы поступают пациенты с бредом, галлюцинациями, алкоголики и наркоманы, они распределяются каждый по разным палатам. Есть больные возбужденные, но на ночь никого не привязывают. Сегодняшняя психофармакология такова, что позволяет снять возбуждение очень быстро, «на игле» как говорят врачи, то есть одним уколом. Беда психиатрических больниц состоит еще в том, что персонала мало. Денег на психиатрию государство катастрофически неоправданно жалеет.
- А могла ли уйти из больницы дежурная медсестра?
- Ни одна медсестра, санитарка, ни одна нянечка на ночь домой из больницы никогда не уйдет.
- На западе такая трагедия могла произойти?
- Я уже лет 20 вхожу в международную неотложную психиатрию, видел больницы подобного типа всех европейских стран и могу с уверенностью сказать, что принцип содержания больных, принцип решеток на окнах везде одинаков и делается это в интересах больных. В Париже есть госпиталь, я бывал там в психиатрическим отделении, там тоже были такие проблемы, повезло, что вовремя заметили очаг возгорания, никто не застрахован от таких трагедий.