Украина все глубже погружается в жестокую гражданскую войну
Сергей Кургинян, политолог:
- Месяца четыре тому назад я сказал - то, что начинается на Украине, напоминает гражданскую войну в Испании. 30-е годы, Испания, Франко, которого готовы были поддерживать Муссолини и Гитлер. Мы поддерживали республиканскую Испанию. И это столкновение, которое не существует само по себе, оно есть часть глобальной ситуации, часть стремительно разворачивающегося глобального процесса. Это такая воронка, которая начинает раскручиваться. Мне особо хочется сказать, что выборы тут не решают ничего. Этот человек, который пришел в этой ситуации к власти, [Петр Порошенко - прим.ред.] уже потерял 10 миллионов людей. Луганская, Донецкая области и Крым - только это я считаю. У этого человека была возможность отстановить это, и вдруг стать миротворцем, то есть президентом всего народа. Он выбрал другую роль. И эту чашу он до конца будет пить.
Александр Чаленко, журналист из Украины:
- Я говорил с руководителем центрального - Ворошиловского округа Донецка, он мне сказал, что 26 мая стал самым кровавым днем в Донецке. Он перекрыл даже Одесскую Хатынь. Использовались самолеты, вертолеты, артиллерия, стрелковое оружие. Зачищали по полной программе.
Долгое время не мог дозвониться до родных. Мой отец работает на заводе "Электромагнит", который расположен недалеко от аэропорта. И он не ходит на работу, потому что опасно, опасно! Очень страшно.
Мы должны прекрасно понимать, что юго-восток - это остов украинской экономики. 75-80 процентов промышленного производства здесь. Донбасс уже ушел, его нужно зачистить. Вот сейчас этим и занимаются.
Вячеслав Никонов, политолог:
- Есть такое выражение у историков: когда правитель начинает свое руководство страной с крови, он и заканчивает ею. Правда, большой вопрос, насколько Порошенко является правителем своей страны. Пока нет, и, я думаю, что им и не будет, потому что судя по всему, действительно, это не конфликт Киева и Донецка, это конфликт США и России. К сожалению, в США сейчас и в руководстве государственного департамента, и ЦРУ, которые во многом осуществляют управление Киевом, преобладают люди, весь политический опыт которых сводится или к Ираку, или к Афганистану, Сирии, Ливии. И сейчас этот опыт расспространяется на Украину. Его суть: если есть противник, то с ним не говорят, его убивают. Это преступление, и оно пойдет дальше, если не остановить его. На Украине точно пойдет дальше.
Сергей Михев, политолог:
- Тимошенко отложила визит к Порошенко, это совершено точно. Если осенью все-таки состоятся парламентские выборы, то Тимошенко рассчитывает на победу и то, что при парламентской республике она будет играть более серьезную роль, чем Порошенко.
К сожалению, вынужден констатировать: тема войны в Киеве в последнее время, к сожалению, очень усилилась. Война многим выгодна: во-первых, на нее можно списать военные неудачи, во-вторых при ней легче воровать деньги. В-третьих, неонацистским формированиям легче существовать в такой ситуации. В-четвертых, из Запада проще выкачивать помощь. В-пятых, многих революционеров с Майдана можно послать на юго-восток, чтобы они в Киеве не мешали. А там они друг друга покрошат, да и все. Потому что пассионарные революционеры киевской власти тоже не нужны. Поэтому, кому война, а кому и мать родна - к сожалению.
Сергей Кургинян, политолог:
- Что касается Порошенко: у Честертона был такой рассказ, где ребенка спрашивали: "Мальчик, а как ты узнаешь, с кем ты разговариваешь?" А он отвечает: "Я делаю лицо как у него и думаю, какие у него мысли". Вот вы сделайте такое лицо, как у него, и вы поймете его мысли. Что имеет в виду психически здоровый человек, который говорит: "Все будет решено за 2-3 часа"? Вот что он конкретно имеет в виду? Либо ничего, либо что-то невероятно зловещее. Либо он просто болтун. Но они запихивают Украину все дальше в гражданскую войну.
Дальше что? Такие шоки, бомбардировки, репрессии, которые уничтожат полимиллиона человек? Этого не будет по двум причинам. Во-первых, Россия не может этого позволить. Во-вторых, на это карт-бланша американцев нет. На какие-то точечные диффузные работы есть, на это - пока нет.
Что Порошенко решит за два-три часа? У власти водитель, который говорит, что на своем "Запорожце" он сейчас взлетит и окажется в Никарагуа. И с этим человеком в руках Украина начинает и дальше лить и лить кровь, уже точно зная, что это необратимо, что люди этого им никогда не простят.
Наталья Витренко, лидер Прогрессивной соцпартии Украины:
- Я бы не упрощала так ситуацию. Порошенко, когда говорил, четко осознавал, что за ним - Соединенные Штаты Америки и чиновники Евросоюза. Иначе он бы так себя не вел. Байден когда приехал несколько недель назад, он с Порошенко прежде всего здоровался. И, значит, ему дали карт-бланш. На что? Вспомните лозунги майдана: "Москалей на ножи!", "Коммуняку на гиляку!", "Украина для украинцев!" Им нужно уничтожить русскокультурное население. Им нужно, чтобы в Донбассе горела земля. Они идут на военные преступления, на то, что карается мировым сообществом, но мировое сообщество сегодня стоит на коленях перед США, а те говорят, что это защита суверенитета! И завтра этот Петр Порошенко обратится в НАТО. И скажет: "Помогите, у нас не хватает сил для этого". Вот что самое страшное.
Сергей Михеев, политолог:
- Украина не воевала 23 года и не сталкивалась с геополитическими и гражданскими вызовами. Только сейчас это случилось, но общество, элита не готовы сейчас к этому. Правильно сказали: нет людей, которые могут делать точечные удары, нет штурмовых групп, спецназа, нет даже "Беркута", который полностью разогнан новыми элитами. Это и будет приводить к кровопролитию. И некому его остановить.
Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт":
- Какова украинская идеология? В общем, "западэнская". Казалось, что интеллектуальный Киев никогда сюда не повернет. Повернул. Это националистическая идеология, попытка построить жесткое национальное государство. Подобные попытки всегда сопровождаются этническими чистками - вспомним Волынскую резню.
Это сценарий, который будет удержан серьезными людьми. Но те, кто сейчас якобы контролируют власть в Киеве, - это одержимые люди. Эта ситуация абсолютно иррациональна и изнутри неуправляема. И надо надеяться, что он от внешних сил - от американцев, - приказа массово уничтожать людей не будет.
Александр Чаленко, журналист из Украины:
- Петр Порошенко - это какой-то парадокс, объясню, почему. В начале нулевых это был человек с огромнейшим антирейтингом. В 2007-м, на досрочных парламентских выборах Виктор Ющенко отказался брать его в список "Нашей Украины" народной самообороны. Потому что это был настолько одиозный человек в глазах "оранжевого" избирателя, что он бы просто потопил список своим присутствием в нем. Просто потопил. Теперь представьте: Петр Порошенко в 2009 году как бы возвращается в политику и становится министром иностранных дел в правительстве Тимошенко. А уже через два года при Януковиче становится министром экономики в правительстве Азарова. И этого человека, несмотря на все это, все равно избирают. В прошлом году на что мог претендовать Порошенко? Еле-еле - на мэрскую должность. Он пытался договориться и с властью, и с оппозицией: мол, выдвиньте меня. И тут - майдан, огромный рейтинг. Почему? Потому что в Тимошенко лидеры майдана просто разочаровались.
Сергей Михеев, политолог:
- Выборы на Украине сфальсифицированы, это совершенно точно. Даже если и Порошенко победил, то не с таким результатом. Этот результат завышен, как и явка. И есть такая проблема: как может быть завышен процент Порошенко, так и занижен процент нацистов. Неонацисты могли набрать и больше. А такой результат показывают Европе, говоря: у нас никаких неонацистов нет, это все выдумки Кремля.
Галина Запорожцева, координатор общественного движения «Матери Украины»:
- Я была на выборах в Одессе, и мне показывали фотографии, на которых видно: огромное количество бюллетеней было испорчено. Люди просто не голосовали за президента. И те цифры, которые нам предоставляют - я им не верю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Политолог Леонид Поляков: Порошенко для Украины – президент надежды и одновременно президент тщетных надежд
На президентских выборах на Украине уверенную победу одержал олигарх Петр Порошенко. Итоги голосования уже признали и одобрили ОБСЕ, Евросоюз и Америка. Россия также заявила, что уважает волю украинского народа.О личности избранного президента Украины известно немногое. Кто он, новый человек у руля Украины? Куда он приведет страну? Эти вопросы корреспондент «ВМ» адресовала заведующему кафедрой общей политологии ВШЭ, члену Общественного совета президиума генерального совета «Единой России» по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом, доктору философских наук Леониду Полякову.
- Леонид Владимирович, СМИ называют Петра Порошенко «шоколадным магнатом», миллиардером и многодетным отцом, и пока это то немногое, что о нем известно.
- Порошенко можно охарактеризовать так: «известный неизвестный». Это человек, который никогда не занимал первые посты, но в украинской политике он уже достаточно давно. Он работал с президентом Кучмой, с Януковичем, был соратником Ющенко. В свое время занимал пост министра иностранных дел, возглавлял Совет безопасности Украины. Но главная его известность именно в том и состоит, что он – один из украинских олигархов, имеющий активы в области производства шоколада. Он всегда умел находить общий язык с существующей властью и финансировал многие проекты. Конечно, можно продолжать сомневаться в реальности набранных Порошенко голосов на выборах, но факт остается фактом – для большинства украинского электората, особенно на западе, он, что называется, меньшее зло. На фоне прочих кандидатов у него был самый низкий антирейтинг. (читайте далее...)
Политолог Богдан Безпалько: Жители юго-востока воспринимают киевские власти как оуновцев*, которые вышли из могил и теперь продолжают свое черное дело
27 мая председатель народного ополчения Донецкой республики Павел Губарев обратился к жителям юго-востока Украины и всему мировому сообществу. Лидер ополчения Донбасса призвал обратить внимание на военные преступления, совершаемые киевскими боевиками-«фашистами» и сопровождаемые одобрением США. В то же время Губарев уверяет: «Враг не пройдет. Победа будет за нами».
С просьбой прокомментировать это обращение корреспондент «Вечерней Москвы» обратилась к заместителю директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдану Безпалько.
- Богдан Анатольевич, как воспринимать это обращение – как крик души, жест отчаяния или попытку не допустить паники на осажденных территориях?
- Прежде всего, это реакция на работу украинских СМИ, показывающих фактически всех жителей Донбасса и юго-востока Украины либо сепаратистами, либо террористами, либо людьми недостойными того «великого государства», в котором они живут. Украина строилась как классическая империя, где были своя метрополия и свои колонии. Колониями и являются все регионы юго-востока, куда входят Днепропетровская, Одесская, Донецкая, Луганская и другие области, переданные в свое время Владимиром Лениным в состав Украинской ССР для усиления там пролетарского элемента. Поэтому в данной ситуации все население этих областей всегда чувствовало себя людьми второго сорта на Украине. Они всегда должны были подчиняться диктату тех людей, которые родились и выросли либо на территории центральной или западной Украины, либо восприняли украинскую идентичность в том варианте, который был сформирован по образцам, созданным в свое время уроженцами этих мест или работавшими там людьми – например, Михаилом Грушевским. Жителей «колоний» заставляли насильно учить украинский язык, принимать определенную украинскую идентичность, а после обретения независимости – принимать те нормы и правила украинского национализма, которые внедрялись на Украине вместо государственной идеологии. (читайте далее...)