Фото: Telegram-канал «ДСНС України »  

Военный летчик рассказал о возможных причинах катастрофы Ан-26

Происшествия

К катастрофе украинского Ан-26 в Харьковской области, в которой погибли курсанты Харьковского университета ВВС Украины, скорее всего, привело стечение обстоятельств, связанное с организацией полетов и психофизическим состоянием экипажа, что не позволило вовремя отреагировать на развитие чрезвычайной ситуации. Такого мнения придерживается заслуженный военный летчик России, генерал-майор, кандидат технических наук Владимир Попов, с которым «Вечерняя Москва» обсудила причины случившегося.

По данным государственного бюро расследований Украины, на данный момент рассматриваются четыре версии авиакатастрофы: отказ техники, вина диспетчеров, ошибка экипажа, а также ошибки при обслуживании самолета и подготовки его к полету. Основной версией, конечно, остается техническая неисправность. Предположительно, перед крушением у самолета отказал двигатель. В СМИ также встречалось мнение, что летчики перепутали автодорогу с аэродромом.

Но обо всем по порядку. Для начала история борта.

Долгая служба в воздушных силах двух стран

Известно, что самолет Ан-26Ш, то есть предназначенный для подготовки штурманов — специалистов по навигационному оборудованию, был выпущен киевским заводом «Авиант» в 1977 году. Таким образом, на момент падения он отлетал в ВВС СССР и независимой Украины 43 года, причем последние восемь лет базировался на аэродроме Чугуев Харьковской области, где служил летающей «партой» для Военно-воздушных сил страны. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс».

По словам Владимира Попова, Ан-26 считается очень надежным, устойчивым самолетом. И его различные модификации, несмотря на возраст и прекращение производства в 1986 году, используются в коммерческих, военных, гуманитарных и учебных целях по всему миру, на всех континентах.

— На возраст самолета смотреть не стоит. Дело в том, что, если эксплуатировать технику нормально, она может находиться в работоспособном состоянии очень много времени. Хотя я понимаю, что за почти 50 лет конструкция самолета «устает» и что-то отказать может, даже двигатель, — объяснил эксперт.

Случай в Балашове

Он напомнил, что три года назад в России произошел аналогичный случай с самолетом того же семейства. Согласно официальным данным, экипаж шестого авиационного факультета Военного учебно-научного центра ВВС Высшей военной академии имени Жуковского в составе летчика-инструктора, курсанта четвертого курса, штурмана, борттехника-инструктора, борттехника-курсанта и бортрадиста во время второго учебно-тренировочного полета в простых метеоусловиях при заходе на посадку снизился ниже глиссады и столкнулся с землей с недолетом 1100 метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома Балашов Саратовской области. Тогда погиб один курсант, остальные члены экипажа получили тяжелые травмы.

Выяснилось, что, пройдя дальний приводной радиомаяк, на скорости 240 километров в час у Ан-26 произошло выключение правого двигателя, а через 14 секунд оказался выключен левый двигатель. По словам нашего эксперта, это по ошибке сделал курсант, а инструктор не успел вмешаться, потому как меньше чем за 25 секунд что-то исправить в этой ситуации крайне сложно. Однако вина была возложена на летчика-инструктора. В результате с креном 24 градуса самолет упал и полностью разрушился, частично сгорев.

— Ну, перепутал. В стресс-факторе, в таком состоянии, не имея опыта, он мог это произвести свободно. И потом обвинили, конечно, инструктора, который отвлекся буквально на минуту. В это время все и произошло. Даже вмешаться в контур управления опытный летчик не успел, только с запозданием,— объяснил Попов.

Почти то же самое

По вчерашней катастрофе мы наблюдаем внешне похожую картину. Согласно открытым данным, Ан-26Ш упал в 1800 метрах от ВПП. В Сети также появилось видео его захода на посадку. На кадрах видно, что процесс посадки проходит штатно, борт плавно снижается, включаются фары. Вдруг через секунду самолет уводит резко вправо, а еще через 11 секунд, по нашим подсчетам, происходит столкновение с землей.

Другое дело, остаются вопросы, что же происходило на борту и привело к возникновению сначала аварийной ситуации, а затем и к трагическому исходу?

По словам военного летчика, если отказов немного, один-два, то экипаж обычно с ними справляется, а если больше, то начинаются проблемы. И здесь они могут быть связаны с психофизическим состоянием находившихся на борту.

— Они весь день отработали, участвовали в учениях, полетах. И возвращались домой, чтобы отдыхать у себя на основной базе. Все это обеспечивает такое состояние, когда на конечном этапе полета, хотим мы этого или нет, человек расслабляется. Хотя для летчиков это нехарактерно. Потому что у нас взлет и посадка — самый ответственный момент. Но если взлет происходит, когда экипаж работоспособен, адекватно действует, то на посадке он уже устал, внимание притупляется и т. д. Так что стоит рассмотреть режим труда и отдыха тоже, — отметил Попов.

А сделать ничего было нельзя

Причем в авиации режим труда и отдыха — один из главных моментов. И когда летчики торопятся, хотят выполнить все задачи за день, а потом вернуться домой, внимание должно быть двойным. А в данном случае, скорее всего, катастрофе способствовал отказ техники. Это мог быть как нестабильный режим работы двигателя, так и флюгирование винтов. Плюс стоит понять, как работала гидросистема самолета и какие нагрузки были на штурвал, а также, кто за ним сидел. Каждый из этих моментов так или иначе мог повлиять на развитие ситуации.

Еще надо учитывать фактор скорости. У Ан-26 в режиме горизонтального полета она составляет максимум 550 километров в час, при посадке — 250 и ниже. По словам Попова, она могла быть даже 200–220. Самолет становится инертным, управляющих плоскостей не хватает, действовать нужно плавно. И если в таких условиях происходит отказ двигателя, то борт уводит в сторону единственного работающего. Тяга падает, подъемная сила тоже, и самолет просто утягивает, а тут его чуть ли не начало разворачивать, и по растянутой дуге он столкнулся с землей. Судя по всему, здесь именно это и произошло. Так что законы аэродинамики полностью опровергают версию, что самолет пытались посадить на дорогу.

Фото: Telegram-канал «ДСНС України»

Владимир Попов не исключает, что перед падением экипаж, возможно, что-то и успел устранить, но времени вывести самолет из сваливания и вывести работающий двигатель на полную мощь уже не хватило. Случись эта ситуация в горизонтальном полете и повыше, скорее всего, Ан-26 потерял бы всего 100–200 метров высоты, и пилоты смогли бы либо продолжить выполнение задания, либо нормально посадить машину, но обошлось бы без 26 погибших из 27 находившихся на борту. Там были бы уже варианты, и инцидент оказался бы незамеченным. В катастрофе под Чугуевым, скорее всего, что-либо сделать уже было нельзя.

— Тут стечение обстоятельств, тем более, когда ситуация развивалась не по одному, а по нескольким параметрам. Воздействие на психофизическое состояние экипажа было сильнейшим за счет ночи, за счет того, что полосу плохо видно. Вот это все привело к катастрофе. Но прямой вины летчиков в этом крайне мало. Была ли острая необходимость в такое время перелетать с оперативного аэродрома? Вопросы к командирам. Остальное — техника, профессионализм или его отсутствие. Возможно, в основном контуре управления были курсанты, а летчик-инструктор запаздывал в оказании им помощи или в исправлении тех ошибок, которые техника нам подбросила, — резюмировал эксперт.

Что стало истинной причиной катастрофы, покажут расшифровка бортовых самописцев и расследование. Специалист не исключает, что претензии выскажут в первую очередь производителям двигателей и тем, кто производил их ремонт, учитывая их далеко не первую свежесть. Вероятно, трудная экономическая ситуация на Украине не позволяет ее Военно-воздушным силам своевременно закупать для своих будущих летчиков новые двигатели.

Что известно о крушении Ан-26 под Харьковом

О том, что самолет Ан-26 разбился в Харьковской области около города Чугуева, стало известно вечером в пятницу, 25 сентября. В Сети начали появляться видео, на которых виден горящий самолет возле дороги.

Согласно данным Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, на борту Ан-26 находились 27 человек — семь членов экипажа и 20 курсантов. Еще одного курсанта к полетам не допустили.

В командовании Воздушных сил Украины заявили, что борт разбился при заходе на посадку.

Президент Украины Владимир Зеленский в связи с происшествием объявил 26 сентября днем траура по погибшим.

Читайте также: Найдены тела всех жертв крушения Ан-26 на Украине

amp-next-page separator