Эксперт валютного рынка перечислил главные ошибки россиян при оформлении кредитов
Согласно исследованиям российских страховых агрегаторов, три четверти граждан РФ (76 процентов) не умеют читать финансовые документы. Такие данные получены в результате социологического опроса, проведенного компаниями «Сберстрахование», «Сберстрахование жизни» и «СберНПФ». Исследование было проведено более чем в 30 крупных российских населенных пунктах, где численность достигает полумиллиона человек. «Вечерняя Москва» узнала у аналитика банковской сферы и эксперта валютного рынка Владимира Шевченко, какие чаще всего ошибки допускают россияне при оформлении кредитных договоров.
По словам специалиста, сфера банковского обслуживания напоминает поле боя:
— В нашем случае постоянно спорят Центробанк и банкиры. Банкиры постоянно пытаются найти лазеечку, чтобы заработать копейку, а ЦБ пытается эти лазейки перекрыть. Центральный банк старается сделать процесс получения кредита максимально прозрачным, а банки пытаются в обход требованиям агрегатора ввести дополнительные тарифы, чтобы хоть как-то заработать на клиенте.
Например, ЦБ, уточнил спикер, недавно ввел такое понятие, как полная стоимость кредита, куда должны входить, кроме процентной ставки, все обязательные платежи, которые не всегда указываются в договорах:
— Банки в свою очередь придумали новые тарифы, которые необязательно включать в стоимость кредита. Что хуже всего, эту схему выявить обычным гражданам очень тяжело, поскольку в каждом банке своя схема «ловушек и мин». Да и в договоре новые тарифы могут быть не прописаны, а потом через полгода, когда появится необходимость в дополнительной услуге, выяснится, что она стоит 30 тысяч рублей.
Подобные схемы, позволяющие в обход требованиям ЦБ зашибать копейку банкам, по словам эксперта, появляются и исчезают постоянно.
Поэтому самым важным пунктом, который следует соблюдать в обязательном порядке перед подписанием кредитных договоров, является тщательное изучение документа на предмет дополнительных платежей:
— Очень важно перед тем, как поставить хоть какую-нибудь подпись в договоре на кредит или ипотеку, изучить кипу бумаг, которую вам предоставят. Делать это нужно в спокойной домашней обстановке. Только так вы сможете обнаружить пункты, где указаны дополнительные тарифы и которые невозможно увидеть без лупы.
Эксперт отметил, что система работы в банке устроена так, чтобы ускорить процесс оформления кредита:
— В атмосфере спешки и давления со стороны банковских сотрудников вы никогда не заметите подводных камней, которые завуалированы под длинными сложными формулировками.
В финансовых учреждениях, по словам спикера, работа выстроена таким способом, чтобы утомить клиента и зародить в нем желание поскорее завершить процесс оформления:
— Первое — банковские сотрудники любят торопить: мол, давайте быстрее подписывайте, потому что у нас рабочий день заканчивается. Второе: на начальном этапе оформления они целенаправленно делают все медленно, чтобы вы уже сами пожелали быстрее подписать всю эту стопку бумаг и поскорее ушли. Выводят человека из равновесия по-разному: то директор у них уехал на три часа и не может подписать бумаги, то принтер ломается, то еще какая-то беда.
Весь этот спектакль для того, чтобы клиент устал под вечер, а при подписании долговых обязательств, которое длится всего лишь две минуты, быстренько поставил свою подпись везде, не вникая в суть договора, и ушел, не осознавая того, во что «вляпался».
Именно благодаря такой тактике банки и вводят в заблуждение людей и включают в договоры дополнительные тарифы.
Обучать финансовой грамотности, по мнению эксперта, нужно еще в школах:
— Нужна специальная государственная программа, которая позволит внедрить в образовательные организации уроки финансовой грамотности. Обычные курсы, которые за два месяца должны научить азам банковского бизнеса, — это пустая трата времени.
В то же время аналитик подчеркнул, что занятие инвестициями, самообразование в финансовом сегменте позволят человеку анализировать и думать перед тем, как распрощаться со своими деньгами.