Упаковки продуктов станут стандартными
Если продукты питания произведены по ГОСТу, то они должны фасоваться в тару строго определенных размеров и объемов. Решение об этом приняла Генпрокуратура.
Отныне производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны будут использовать фиксированные значения количества названного товара. В частности, согласно новым правилам, гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров. По инициативе Генпрокуратуры России внесены необходимые корректировки в «ГОСТ 8.579–2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений.
Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте».
— Все просто: если молоко, гречка, масло и другие продукты первой необходимости произведены в соответствии с требованиями ГОСТ, то и упаковки у них будут теперь стандартными, — пояснил маркетолог Андрей Емельяненко.
— Пока же производители постоянно ведут «игры» с покупателями. Подсолнечное масло «Крестьянское», например, часто продается в упаковках не по 200 граммов, а по 180. Молоко — 0,9 литра, гречка — 0,9 кило.
Цель тут очевидна: чтобы потребитель не расстраивался, увидев более высокую цену, и не купил товар подешевле — произведенный по ТУ (техническим условиям) или по ГОСТу, но от другого производителя, мы оставим ему привычную упаковку и привычную цену. А сам товар не доложим.
Кто-то заметит, а кто-то нет. Теперь же гостовская продукция будет в одинаковом весе и объеме. «Игры» с упаковкой отменяются.
Хорошо это или плохо? По мнению эксперта, у новшества есть и плюсы, и минусы.
— Первый минус — производителям придется перенастраивать фасовочные и упаковочные линии, закупать новую тару. Это расходы, которые, конечно, лягут на покупателей.
Плюс цены вырастут из-за того, что литр, разумеется, стоит дороже, чем 0,9 литра. Главный же плюс в том, что покупатель теперь ориентируется: если он берет макароны «по ГОСТу», то это понятный, гарантированный объем, без неприятных сюрпризов.
Как пояснил эксперт, ГОСТ сейчас — это своего рода «знак качества», и многие покупатели ориентируются именно на него.
— Мы так наигрались с ТУ, когда сосиски делаются не из мяса, а в сыр кладут растительный жир, что ГОСТ для многих покупателей — это своего рода маячок: ну хоть здесь не обманут. Но обманывали, конечно, все равно — с объемом и массой. Теперь этого не будет. Другой вопрос, что сначала покупателей ждет некий «ценовой шок»: к новой цене привычного молока придется привыкнуть.
Как пояснил эксперт, власти пока не разъяснили, когда все должны перейти на новую, точнее старую, упаковку.
— Быстро это сделать не получится. Заказ на изготовление, скажем, бутылок в 0,9 литра или упаковки для сливочного масла массой 180 граммов — это предмет контракта. Часто упаковка уже изготовлена, и куда ее девать? Выбросить миллионы пластиковых бутылок на помойку? Или попытаться переработать? А кто платить будет? Логичнее перейти на «честную упаковку» постепенно, за несколько месяцев.
Иначе производители продуктов столкнуться с убытками, которые скажутся либо на качестве, либо на цене товара. И в том, и в другом случае пострадают покупатели, мы с вами. Так что Минпромторгу важно провести консультации хотя бы с крупнейшими производителями и только потом составить плавный график перехода. Рубить с плеча не стоит.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Кудрявцев, кандидат экономических наук:
— Производители, я думаю, продолжат хитрить. Не удивлюсь, если, к примеру, объем молока начнут «догонять» методом его разбавления. Или использовать старый прием — когда продукт делается по ТУ, а упаковка — по ГОСТу, ведь на нее тоже есть стандарт. В итоге потребитель запутается: вроде покупает «гостовские» 200 граммов масла, но на самом деле ГОСТом там и не пахнет. Третий вариант — товаров по ГОСТу начнут производить меньше, а по ТУ — больше. Ведь немалая часть покупателей идет не на значок ГОСТ, а на знакомую упаковку — синенькую, скажем, или красненькую. Так что эта игра — производитель, покупатель и Генпрокуратура — еще только начинается. И возможно в ней всякое. Производители, я думаю, заинтересованы «все изменить, ничего на самом деле не меняя».