Как избежать мошенничества с жильем — советы юриста
Тамара приехала покорять Москву с четким планом: поступить в институт и выйти замуж за москвича. 35-летний Игорь, преподаватель, которого давно записали в ряды закоренелых холостяков, неожиданно для всех увлекся 18-летней студенткой и сделал ей предложение. После свадьбы молодые купили двухкомнатную квартиру. А через три года Тамара подала на развод и на раздел совместно нажитого имущества. Однако Игорю удалось отстоять права на квартиру.
Юрист Юлия Плетнева:
— Надеясь отсудить у бывшего мужа часть жилплощади, Тамара ссылалась на Семейный кодекс, конкретно на статью 38 ≪Раздел общего имущества супругов≫. Также она просила суд учесть, что ремонт в квартире был сделан за ее деньги. На первый взгляд, бывшая супруга действительно имела право на часть жилплощади, если при заключении брака не составлялся брачный контракт. Как и было в нашем случае.
Однако адвокат Игоря доказал, что деньги на покупку квартиры были полностью взяты от продажи трехкомнатной квартиры, принадлежавшей Игорю и его родителям. Суду предоставили договор приватизации той ≪трешки≫ и еще три договора: о продаже трехкомнатной квартиры и покупке на вырученные деньги двух других квартир — для Игоря и родителей. Сделки состоялись одновременно. Также был приложен договор с агентством недвижимости об услугах по проведению этих альтернативных сделок. Что особенно помогло, так это то, что риелтор очень подробно расписал весь механизм получения денег.
Соответственно, суд в разделе имущества истице отказал и признал за ответчиком право на всю площадь двухкомнатной квартиры. Доводы истицы относительно сделанного на ее деньги ремонта суд не признал. Ведь средства тратились из семейного бюджета, и бывшая супруга не смогла предоставить документальное подтверждение своих слов.
Два друга, Борис и Антон, распорядились заработанным на Севере капиталом грамотно и своевременно: еще в середине 1990-х вложились в строительство кооперативного жилья. В построенном доме председатель кооператива распределял квартиры по жеребьевке. Прошло больше 10 лет, и вдруг Борису, уже семейному и с подрастающим наследником, по почте пришло требование выкупить его же собственную квартиру. Он тут же заказал выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости). Из полученного документа стало ясно, что квартира, в которой он проживал с семьей, принадлежит некой Марии Н.
— Когда к делу подключился адвокат, выяснилось, что по протоколу распределения квартир председатель кооператива распределил на Марию Н. две квартиры. То есть одна квартира ей досталась по закону, за ее деньги. А вторая была на нее распределена по ошибке (или сознательно). Женщина почему-то никому не сообщила об этом, а зарегистрировала свое право на обе квартиры в БТИ, затем оформила все и в Росреестре.
Тайное стало явным, когда начался процесс по пересмотру кадастровой стоимости жилья. Увеличился имущественный налог на вторую, незаконно оформленную квартиру, и ее владелице пришло уведомление из налоговой инспекции об уплате существенной суммы. Вот тогда-то Мария и направила Борису письмо с требованием выкупить у нее его же квартиру. Через суд адвокат смог доказать право собственности квартиры за Борисом. История лишний раз доказывает, сколь внимательным нужно быть при оформлении своей недвижимости.
Ведь Борис ограничился только получением справки о выплате пая и поленился дооформить документы. Право собственности в кооперативных домах возникает с момента выплаты пая. Но как Росреестр узнает, что вы пай выплатили? Для этого нужно взять справку о выплате и представить ее в МФЦ, где право собственности будет официально зарегистрировано. И хотя прописка Бориса в квартире состоялась, и на него был открыт лицевой счет для оплаты коммунальных услуг, если бы Мария отказалась признать ≪ошибку≫, мужчина мог реально потерять квартиру.
Когда Инне Владимировне, дожившей до преклонных лет, стало трудно справляться с бытовыми проблемами, она решила оформить на племянника договор ренты. И парню хорошо — квартирой обзаведется рано или поздно, да и ей внимание и уход будут обеспечены. Но вышло иначе. Племянник, как только договор состоялся, исчез из поля зрения пожилой тетушки. Надежда, что у племянника проснется совесть, оставила женщину в тот день, когда она, занимаясь уборкой, упала и сломала ногу. С тех пор ухаживать за пенсионеркой стал представитель службы соцзащиты.
— Пенсионерка решила расторгнуть договор ренты с племянником. Нам удалось составить грамотное обоснование с помощью записей соцработника. Ежедневно он фиксировал, что, где и когда покупал, все чеки были сохранены, все квитанции об оплате коммунальных услуг были приложены. То есть доказательств бездействия племянника Инны Владимировны накопилось предостаточно. На их основании договор о ренте был расторгнут.
Юрист Юлия Плетнева — эксперт по недвижимости, за плечами более трех тысяч сделок по купле-продаже. Лауреат национальной премии «Эксперт рынка недвижимости» в номинации «Лучший юрист на рынке недвижимости РФ» (2018). Входит в группу по разработке профстандарта «Специалист в сфере недвижимости».
Уважаемые читатели! Расскажите о проблеме, которая вас волнует, в письме и отправьте его на нашу электронную почту nedelya@vm.ru или на почтовый адрес редакции: 127015, Москва, Бумажный пр-д, 14, стр. 2, «Вечерка». Пожалуйста, не забудьте сделать на конверте пометку «Юристу» и указать номер своего телефона для связи.