На территории Москвы создается инновационный кластер. О нем в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Алексей Фурсин: Для инновационного кластера создаем IT-платформу

Экономика

Москва обладает высоким производственным, научным и кадровым потенциалом. В столице действует более 15 тысяч IT-компаний, свыше 7 тысяч производственных предприятий, около 700 исследовательских организаций, свыше 170 образовательных учреждений, более 450 центров сертификации и испытательных лабораторий. Для эффективного и системного взаимодействия участников высокотехнологичной деятельности на территории Москвы создается инновационный кластер. Цель его появления — создать базу для прорывного развития всей страны. Новая структура поможет объединить усилия науки и производства, ускорить внедрение технологий, выстроить новые связи между разработчиками и производителями, сократить их издержки и повысить конкурентоспособность. О том, на каком этапе находится проект, в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.

— Алексей Анатольевич, инновационный кластер обсуждается на всех уровнях последние два — три месяца. Что он из себя представляет и на какой стадии разработка проекта?

— Мы находимся на стадии формировании нормативно-правовой базы. На прошлой неделе в Мосгордуме был принят закон о создании кластера, проект которого внес мэр города Сергей Собянин. Законопроект активно обсуждали депутаты и эксперты. В настоящее время формируется инструментарий, определяется состав участников инновационного кластера и набор преференций для них по отраслям: наука, бизнес, IT-сектор, институты развития. Каждый должен найти себя в одном из этих сегментов, в этом объединении организаций. Для нас важно выйти на создание востребованных продуктов, разработку прорывных технологий и формирование линейки принципиально новых решений.

— То есть кластер призван объединить существующие предприятия, институты и другие организации?

— Да, конечно. Кто-то считает, что создание инновационного кластера предполагает строительство новых зданий и сооружений. Мы гордимся тем, что Москва обладает необходимым научным, образовательным, промышленным и предпринимательским потенциалом. Сегодня грех не воспользоваться созданной инфраструктурой и организациями, нужно только наладить связи между предприятиями, научным сообществом. Например, один институт занимается промышленными разработками, а производству не хватает именно этой новации. Или: бизнес готов поставлять комплектующие в большом объеме, а их раньше заказывали за рубежом или в других регионах. А тут предприниматели узнают, что в соседнем районе налажено производство нужных деталей. Именно в этом мы и видим главную задачу — скооперировать всех участников рынка. Для этого набор инструментов есть.

Ядром инновационного кластера будет IT-платформа, которая усилит кооперацию между всеми участниками / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— Насколько трудно выстраивать эти связи? Москва — огромный город, где иногда и соседи-то друг друга не знают.

— С одной стороны, кажется, что при наличии Интернета и телефона под рукой можно найти все, что нужно. Но с другой — в потоке информации можно не увидеть нужного. Мы решили ядром инновационного кластера сделать IT-платформу, которая усилит кооперацию между всеми участниками. Мы аккумулируем информацию о производимой продукции, разработках, решениях в одной системе. Трудности объединения преодолеем как раз за счет создания такой коммуникационной платформы.

— Но ведь объединить имеющуюся информацию тоже непросто. Компаний, институтов много.

— Мы и здесь не начинаем с нуля, уже существует платформа IMoscow, где собрана часть информации об инновационных компаниях и сопутствующей инфраструктуре, отдельные сервисы и меры поддержки. Но функционал расширим, добавим новые инструменты и возможности коммуникаций между участниками инновационного кластера. Информация о каждой организации есть, ее просто нужно формализовать, «приподнять» для продвижения продукции. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, которому информационная «упаковка» разработок или товара дает нелегко. Крупные компании имеют сайт, продвигают в Интернете продукцию, у небольших предприятий может быть только страничка в соцсетях, несмотря на все их инновации и прорывные решения.

— Алексей Анатольевич, а кого сложнее «раскачать»: институты, бизнес, IT-сектор для вхождения в состав инновационного кластера?

— Сложнее с научными организациями и государственным сектором, где необходимо соблюсти грань при раскрытии информации. Однако на прошедших круглых столах мы видели заинтересованность Академии наук, Курчатовского института и других вузов в том, чтобы результаты их трудов имели коммерческую направленность и востребованность.

— Но на платформе можно будет не только информацию найти?

— Нет, не только. Мы хотим выработать такой механизм, благодаря которому можно будет заключать контракты, имеющие юридическую значимость. Но пока этот момент находится в стадии разработки.

amp-next-page separator