/ Фото: Владимир Буркин

Глагол как улика: филологи умеют раскрывать преступления

Развлечения

По одному слову или даже порядку слов лингвисты могут раскрыть подлог или спасти человеку жизнь.

 

«КАРТИНКИ ПРИНЕС»?

...Бизнесмен примчался в полицию, тряся диктофоном: он записал, как у него требовали взятку. Родные осужденного вымогателя добились пересмотра дела, и пленка попала к экспертам.

«Рэкетир» начал разговор с малознакомым предпринимателем со слов: — Картиночки принес? Лингвисты насторожились: деньги на жаргоне называются бабками, капустой… Конечно, иногда люди изобретают свои названия, но такой язык понятен только друзьям. Прослушали запись на специальной аппаратуре — и обнаружили монтажный стык. Донос бизнесмена был ложным.

— При нынешнем развитии техники подделки бывают столь совершенны, что уповать можно только на анализ смысла, — говорит доктор филологических и юридических наук профессор Московской государственной юридической академии Елена Галяшина. — И в судебной речеведческой экспертизе все большее значение приобретает лингвистическая составляющая.

 

Я НЕ БАТЯ, А ПАПА!

 В четырех из пяти случаев лингвистам-экспертам приходится выявлять автора. Он может скрываться (как в случае с анонимками), выдавать себя за другого или доказывать, что, например, книгу написал именно он.

Приходится изучать его «речевой портрет». Уликой может стать даже пристрастие к отдельным словам или манере строить предложение (например, ставить определение после определяемого слова: «Купила кофточку голубую»).

…«Батя! Переведи мне 10 тысяч долларов…» Письмо пришло с Сережиного адреса, но сын и на четвертом десятке обращался к отцу «папа»… Сам ли он писал это? Почему уже три дня не выходит на связь? Эксперты попросили у родителей письма Сергея. Мужчина отличался пристрастием к наречию «лишь». А в странном е-мail употреблялся синоним «только». Подозрение оказалось верным: Сергея удерживали в заложниках, и от его имени пытались получить выкуп.

Не менее тонкий анализ нужен для диагностики душевного состояния автора.

— Спецслужбы прослушивают разговор банды, — приводит пример Елена Галяшина. — Лингвисты подскажут: гнусавый — явно главарь. Он употребляет глаголы «дай», «пойди». Это знак лидера.

ВЫ ИЗУЧИЛИ 70 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ?

В последнее время часто приходится оценивать, является ли фраза из газетной статьи бранной или экстремистской. Еще один популярный предмет разбирательств: было ли в словах потерпевшего подстрекательство к агрессии.

Так что специалисту по лингвокриминалистике надо быть и стилистом, и психологом. И еще в совершенстве знать фонетику.

К счастью, на помощь приходят современные компьютерные программы, позволяющие производить спектральный и акустический анализ звучащей речи.

— На одной аудиозаписи подозреваемый во взяточничестве говорил: «Вот, я принес, чтобы вы изучили 70 тысяч долларов», — говорит Елена Галяшина. — Мало того, что фраза корявая, — ее еще невозможно выговорить на одном дыхании. Оказалось — это монтаж.

ЭКСПЕРТ

Елена Галяшина, лингвист-криминалист

 После окончания филфака МГУ Елену распределили работать во ВНИИ МВД СССР. Защитила кандидатскую и две докторских. Автор 170 научных и методических работ. Академик Российской академии естественных наук.

amp-next-page separator