Наталья Воробьева (Эллочка-людоедка): У меня две родины
Чтобы читатель сразу понял, о ком идет речь, скажем: до того как Наталья стала известной писательницей, она прославилась тем, что сыграла роль Эллочки-людоедки в культовом фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Мы разговариваем с Натальей о том, как случилось, что Эллочка с ее лексическим запасом в 30 слов стала уважаемым в двух странах литератором.
Наталья, давайте сначала о книге, которую вы написали в две руки...
Наше сотрудничество с Луко Палетаком началась лет десять назад, когда он решил перевести на хорватский один из моих сборников.
С тех пор мы и дружим. Около года назад он мне позвонил: «Наташа, давай напишем общую книгу: главу ты, главу — я». Так получилась книга с мужским и женским взглядами на разворачивающиеся в ней события.
А тема?
Вечная: мужчина и женщина, их взаимоотношения, любовь, разлука... Мне было проще: я писала свою личную историю — рассказывала о долгом романе, который был у меня с одним дипломатом.
Наталья, расскажите о вашей жизни. Вы уехали из страны на гребне популярности. Почему?
Вышла замуж за югославского парня, родители которого работали в Москве.
Мне долго казалось, что мы просто хорошие друзья, но, оказывается, Олег был в меня влюблен. И начал регулярно делать предложения руки и сердца. Я со смехом их отвергала. Он не сдавался — потом мы посчитали, что я семь раз ему отказывала. Наконец согласилась.
И бросили так успешно начавшуюся карьеру…
Вот об этом-то я практически и не думала. Честно говоря, я никогда не мечтала быть артисткой. Хотела поступать на театроведческий, для этого и пришла в ГИТИС. Но — вот он, господин Великий Случай. Что-то случилось с босоножкой, я нагнулась поправить ремешок, задержалась на пару минут, а когда вошла в холл ГИТИСа, из дверей деканата вышел какой-то человек, внимательно посмотрел на меня и говорит: «В артистки собираешься?» — «Нет, на театроведческий!» — «Жаль, из тебя бы вышла хорошая характерная актриса». И пошел дальше. Я постояла пару секунд, потом заглянула в деканат, чтобы узнать, кто это был. На меня посмотрели как на сумасшедшую: «Это же Андрей Александрович Гончаров!!!» Я и подумала: может, ему виднее, попробую-ка поступить на актерский. И поступила.
Эллочка Щукина стала вашей визитной карточкой. Вас это не раздражает?
Если скажу, что Эллочка меня раздражает, то слукавлю. Это было бы неблагодарно с моей стороны, учитывая, какую любовь получила эта роль у зрителей.
А как вы получили эту роль?
В деканат пришли ассистенты с «Мосфильма» и попросили порекомендовать девушку — маленькую, хорошенькую, которая любит тряпки. Там сказали: «О, это Наташа Воробьева!» Сделали мои пробы, как и доброму десятку других актеров, и вывалили перед Гайдаем фотографии — Эллочки, Остапа, Кисы и т. д. Он просмотрел, кого-то, в том числе и меня, выбрал и пригласил уже на личную встречу.
Когда я зашла в студию «Двенадцати стульев», как мне потом рассказывали ассистентки, все сразу поняли, что роль — моя. Оказывается, я вошла и сказала: «Здравствуйте, я — Наташа Воробьева. Извините, у меня чулок поехал». И стала его поправлять.
Чем вы занимались в Югославии?
Поначалу снялась в паре фильмов. Много работала синхронной переводчицей, преподавала русский язык на философском факультете Загребского университета.
Исправляла речь певцам, которые пели в русских операх, поставленных нашим Театром оперы, балета и драмы. С тех пор дружу с коллективом театра, тем более что он находится в нескольких секундах ходьбы от моего дома — только пересечь травяной газон.
Мне иногда звонят из театра: «Наташа, у вас есть фен? А то у нас сломался, а актрисе надо высушить волосы».
Но вы ведь расстались с мужем. Почему не вернулись домой?
Мой дом уже был там. Да, Хорватия стала для меня второй родиной. Если Россия для меня — родина юности, то Хорватия — родина зрелости. Уже были друзья, подруги, знакомые, работа.
Опять начинать все сначала? Я знала: если очень захочу в Москву, сяду в самолет и через 2 часа 45 минут буду здесь.
А как вы воспринимаете Москву? Уже как иностранка?
Ну что вы! Люблю Москву — в ней удивительный сплав русских и западных традиций. Каждый свой приезд стараюсь выбраться в ГУМ, посидеть в одном из кафе, чтобы смотреть на площадь… Я ни о чем не думаю, просто смотрю на площадь. Я ведь эстет, обожаю все красивое. А Москва — красивейший город мира.
ДОСЬЕ
Наталья Юрьевна Воробьева-Хржич в 1971 году окончила ГИТИС им. А. Луначарского.
Актриса яркого комедийного дарования. Одной из ее самых удачных работ стало исполнение роли Эллочки Щукиной в экранизации романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
С 1974 года живет в Загребе (Хорватия).
Воробьева-Хржич — член Союза писателей и Союза журналистов России, действительный член Академии российской словесности. Работает консультантом по русскому языку в Национальном оперном театре Хорватии.
Автор книг стихов «На канате бытия», «Будут другие миры», «Персты прозренья» и др. Кавалер ордена Екатерины Великой, ордена Ломоносова на ленте и многих других наград России и Хорватии.