Наполеонова пляска / Фото: Пресс-служба Государственного литературного музея

Москвичам покажут сатирические гравюры на тему Отечественной войны 1812 года

Развлечения

Экспозиция сатирических гравюр на тему победы русского оружия над Наполеоном Бонапартом получила название «От великого до смешного один шаг». Именно эту фразу не раз повторял Наполеон при бегстве из России. Корреспондент «ВМ» одним из первых посетил эту выставку.

В русских карикатурах французские солдаты выглядят весьма неприглядно, то в виде голодных крыс, то в виде овец, трусливо удирающих от козы. Неприглядно выглядит и Наполеон. Он - то в образе волка, которого держит за хвост пастух, то в виде шута, пляшущего под дудку казаков.

- Еще в рисунках представлены героические действия крестьян, чего никогда не отражалось в традиционной культуре, - рассказала «Вечерке» научный сотрудник музея и одна из организаторов выставки Анна Кустова. - Вот, например, крестьянин, во время грабежа деревни, угнал на лошадях в русское расположение войск французскую пушку.

По словам Кустовой, сюжеты многих рисунков взяты непосредственно из военных сводок. С походной типографией Кутузова сотрудничали такие крупные художники, как Алексей Венецианов, Иван Теребенев, Иван Иванов – брат знаменитого художника Александра Иванова. Почти все живописцы были выпускниками художественной академии искусств.

- Эти рисунки потом тиражировались, - рассказывает Кустова. – Часть публиковали журналы, но большинство работ продавалась в лавках для простого народа. В основном эти карикатуры покупали крестьяне для украшения изб и воспитания детей, поскольку каждый рисунок еще снабжался поучительным текстом. Тексты сочиняли сами художники. 

Кроме русской карикатуры, на выставке также представлены немецкие, французские и английские сатирические рисунки. Родиной карикатуры вообще считается Англия.

Французские карикатуристы наоборот, в неприглядном виде запечатлели императора Александра I и его войско. К примеру, перед Аустерлицем, русского царя изобразили верхом на раке, а его войско – на черепахе. Так, по мнению художников, самодержец спешил на помощь союзной армии. Казаки же во французской карикатуре представлены типичными чудовищами, которые в Париже только ухлестывали за куртизанками и пугали детей. Даже Наполеон, и тот от них прятался под вешалкой в собственном дворце.

- Когда же в войне произошел перелом, французский карикатуристы начали изображать Наполеона в неприглядном свете, - рассказывает Кустова.

И действительно, Бонапарт изображен то на горе с черепами, то с жезлом, на котором повешены солдаты.

Художники разных стран по-разному оценивали действия Наполеона. В отечественных карикатурах главная тема – подвиг русского народа, для немецких карикатуристов – пребывание Наполеона на острове Святой Елены. Английские карикатуристы больше склонны к шутливым сюжетам о войнах Наполеона.

amp-next-page separator