Ожившие буквы шотландского волшебника
- По образованию Сэндисон – фотограф, - говорит куратор проекта Мария Салина. Он начал искать новые пути и пришел к работе со светом - делать световые инсталляции. В своих проектах художник часто использует какие-то вербальные понятия, слова, куски текстов - в зависимости от темы его выставки.
Чарльз Сэндисон – шотландец. Он закончил школу искусств в Глазго, но проживает в Финляндии. Может быть, именно здесь кроются корни его спокойных и внешне даже строгих инсталляций. Художник крайне востребован в Европе: его постоянный проект под названием «Река» работает в Музее примитивного искусства на набережной Брампи в Париже. Слова приветствия на различных языках – так как музей объединяет в себе культуры многих народов - «стекают» по музейному пандусу. А в данный момент Сэндисон готовит световую инсталляцию для открывающегося после ремонта музея Пикассо в Париже.
Для проекта в «Манеже» Сэндисон выбрал текст «Земное эхо солнечных бурь». Его автор – русский ученый и философ, соратник Циолковского Александр Чижевский. В этой крупной монографии Чижевский проследил связь между солнечной активностью и катаклизмами на Земле.
- Художник говорит, что текст не имеет для него смысла, но он на самом деле очень серьезно относится к его выбору – рассказывает Мария Салина, - но, когда мы мы искали нужную основу, для Сэндисона было важно, чтобы текст был связан с наукой. Было несколько вариантов, и именно работу Чижевского он воспринял очень положительно. Сэндисон все время говорит, что визуальный образ для него важнее чем смысл, но он человек думающий и серьезно воспринимающий все смысловые нагрузки.
Изначально организаторы посчитали необходимым использовать текст на русском языке. Чтобы людям, которые приходят в «Манеж», не было надобности переводить, думать над теми словами, которые они видят. Чтобы буквы воспринимались именно как визуальные символы.
- Такое в Москве происходит впервые: тотальная инсталляция на огромном пространстве, - подчеркивает куратор, - каждый человек, входящий в «Манеж», становится участником этой инсталляции, своеобразным экраном для проекций Сэндисона. Это очень красиво - такая медитативная история.
Инсталляция начинает работать с 18.00: для хорошего восприятия этих буквенных «видеоспектаклей» необходима полная темнота. И открыта до 23.00 – в это время в Москве уже ни один музей не работает. Этот график очень удобен для тех, кто трудится допоздна, но все-таки хочет расслабиться и познакомиться с чем-то абсолютно новым и прекрасным.