Джазовые импровизации знаменитого оркестра. / Фото: www.sxc.hu

Джазовые импровизации знаменитого оркестра

Развлечения

Джаз как-то не очень ассоциируется с далекой историей: кажется, в мире этой музыки все суперсовременно. И тем не менее! В нынешнем году исполняется 90 лет со дня основания «Оркестра Дюка Эллингтона» (Тне Duke Ellington Orchestra), созданного великим маэстро джаза.

В рамках юбилейных торжеств оркестр выступает в Москве – на 24 апреля в Светлановском зале Международного Дома музыки запланировано большое джазовое шоу, посвященное юбилею.

Свинг или не свинг?!

Сегодня этим коллективом, давшим жизнь большинству композиций «великого Дюка», руководит внук знаменитого джазмена – Пол Эллингтон. Он сменил на этом посту своего отца - Мерсера Эллингтога, который первоначально работал музыкантом в оркестре Дюка, а после его смерти в 1974 году возглавил бигбэнд.

Пол вырос в атмосфере джазового свинга – стиля музицирования, многие моменты которого были в значительной степени инициированы его могучим дедом. Поэтому Эллингтон-мл. практически точно знает, как должен звучать «эталонный» джазовый оркестр – включая широкие возможности импровизации почти на каждом концерте, без которой, как известно, хорошей джазовой музыки просто нет. По чертам лица и сценической манере Пол очень напоминает своего знаменитого предка. Эксперты отмечают и определенное внутреннее сходство – например, музыкальную чуткость и умение соответствовать веяниям времени. Тем не менее, Пол – это явно «ассимилированный» вариант «великого Дюка», у него и более светлый оттенок кожи, так что внешне внук скорее напоминает метиса, чем традиционного афроамериканца.

Во время выступлений оркестра Пол часто «лидирует», занимая «руководящее» место на сцене – в качестве солиста и дирижера. Таким образом он сохраняет сложившуюся в бигбэнде со времен деда «иерархию» - создающую еще и зрительное, «архитектурное» впечатление от концертов коллектива.

Убедиться во всем этом вскоре смогут москвичи-любители джаза. Концерт в МДМ не случайно представлен как джазовое шоу: Оркестр Дюка Эллингтона в новом составе, но с традиционной «закалкой» в ходе своего выступления выдает настоящий музыкальный перформанс, в котором присутствуют и яркие, порой экзотические, соло, и традиционные знаменитые композиции «великого Герцога», сыгранные с тонким налетом современности, новизны.

Бандиты или аристократы?

Как известно, джаз как музыкальный стиль и «формат» в значительной степени сложился в портовом «бандитском» Нью Орлеане - разумеется, вовсе не как тонкий элитарный жанр, к которому джазовая музыка бесспорно относится сегодня. Первоначально в основе джазовых концертов и сейшнов лежал именно «маргинальный», «развязный» стиль, нередко ассоциировавшийся с чем-то непристойным. Не случайно само значение слова «джаз» - вовсе на «джем», которым нынче потчуют меломанов на современных «сейшнах». По некоторым данным, у этого слова есть несколько первоначальных значений, которые весьма далеки от высоких и изысканных гармоний джазовой музыки. Например, еще в середине XIX века слово «джаз» употреблялось, к примеру, в значении ободряющего, экстатического выкрика у некоторых африканских народов, имевшего, мягко говоря, очень далекое отношение к интеллигентным формам выражения мысли. А в начале ХХ века, согласно углубленным лингвистическим исследованиям, это слово бытовало в Чикаго и обладало «не вполне пристойным смыслом». По некоторым информированным источникам, примерно в то же время и в тех же краях джаз в переводе с английского (вернее - «американского») имел жаргонное звучание и означал, увы, «мусор, грязь, отбросы». Вот уж поистине – «Когда б вы знали, из какого сора…»

Над тем, чтобы превратить подобное звучание в одно из ведущих музыкальных направлений, придав ему полноту и аристократизм, поработали многие джаз-оркестры прошлого века – Луи Армстронга, Каунта Бейси и Бенни Гудмана, Томми Дорси и Гленна Миллера, Джимми Ландсфорда и Чарли Барнета… Но бигбэнд Дюка Эллингтона (равно как и личность самого Герцога – как его прозвали в джазовом мире) занимает особое место в истории и становлении джазовой музыки. Прежде всего потому, что это оркестр-долгожитель, который, в отличие от многих других джаз-бэндов своего времени, благодаря музыкальному и продюсерскому таланту своего руководителя, пережил несколько эпох, успешно трансформировал и аранжировал репертуар, оставаясь при этом верным своему особому стилю. И остался популярным до наших дней, собрав уже третье поколение джазменов.

«Средний американец»

Возможно, многие причины этого феномена следует искать в детстве Дюка Эллингтогна. В отличие от коллеги Армстронга, который провел свои юные годы в трущобах Нового Орлеана и рос в неблагополучной, как сейчас говорят, семье, - Эдвард Кеннеди Эллингтон (таково полное имя выдающегося музыканта) принадлежал к благородной и довольно зажиточной фамилии, отвечавшей уровню «средних американцев». Ребенок отличался хорошими манерами, умел весьма правильно и даже витиевато говорить по-английски и рано проявил музыкальные способности. Правда, классическое фортепьяно, к которому его пыталась пристрастить мама-музыкантша, не очень-то увлекало будущую знаменитость. Ему нравилось играть джаз и покорять сердца девушек виртуозными руладами. В результате в 19 он женился на одной из своих фанаток, а в 24 года создал свой первый оркестр - и уехал покорять Нью-Йорк. Уже тогда Дюк стал одним из ярких представителей нового музыкального стиля «джунгли», базирующегося на сложных африканских ритмах и неожиданных звуковых эффектах…

Как мы знаем, позже оркестру Дюка Эллингтона удалось покорить не только Нью-Йорк и всю Америку. Быть поклонником этого коллектива в середине прошлого века стало модным не только в США, но и в Европе, искушенной различными музыкальными стилями и именами. Бигбэнд Эллингтона успешно «перешагнул» даже известный кризис, разразившийся в мире джаза после II Мировой войны, когда многие джаз-ансамбли потерпели фиаско и ушли в никуда. Хотя и сам Эллингтон пережил в эти годы тяжелые времена, а его оркестр даже выступал иногда в незавидной роли коллектива-аккомпаниатора во время записей популярных эстрадных исполнителей – на пластинках название оркестра подчас даже не упоминалось.

«Караван» уходит в вечность

Но в середине 50-х все вернулось на круги своя: после очередного джазового фестиваля мир словно открыл оркестр Эллингтона заново, его настигла новая волна суперпопулярности. Герцог был вновь на коне. Но, памятуя уроки прошлого, он теперь внимательно отнесся к новым (и «хорошо забытым старым») веяниям в музыке - в репертуаре появились композиции в стиле «бибоп» и переосмысленные вариации в формате «регтайм».

Да и сам Эллингтон многое переосмыслил в себе - теперь он тяготел к произведениям крупных музыкальных форм. Именно к этому времени принадлежат его известные оркестровые сюиты: Newport Jazz Suite, Drum Is A Women, Sharespearean Suite и др. Оркестр много гастролирует по миру, вызывая восторженные отзывы не только «простых» меломанов, но и высших интеллектуальных, даже правительственных кругов многих стран. Среди его поклонников – философы и ученые, парламентарии, короли и даже один Генсек ЦК КПСС! Во Франции Эллингтону вручают орден Почетного легиона, его оркестру рукоплещет рафинированная публика во время концертов в Белом доме и резиденции Английской королевы…

Сегодня в репертуаре Оркестра Дюка Эллингтона, с которым этот прославленный коллектив выступит в Москве – и классика времен великого Герцога, и новые произведения. Среди них, конечно же - знаменитые пьесы, ставшие мировой классикой джаза, которые «на слуху» и у сегодняшних любителей этого жанра: Caravan, Take the "A Train", Sophisticated Lady и пр.

Внук, Эллингтона, Пол, который сегодня «рулит» его знаменитым оркестром, свято следует советам деда: не забывать о своей ведущей роли в ансамбле, быть впереди – и вместе с тем давать другим оркестрантам широкие возможности продемонстрировать свои таланты. Именно на этом, как и в прошлом, – на созвездии талантов – строится и ныне успех Оркестра Дюка Эллингтона, который на днях смогут услышать (и увидеть!) москвичи.

amp-next-page separator