Анна Нетребко в медвежьей шкуре
Уже сейчас австрийские критики называют это вершиной нынешнего оперного сезона. Билеты были раскуплены за полгода, за несколько дней до премьеры их можно было достать только за 700-800 евро, места на лавочках напротив экрана с трансляцией занимали с обеда.
Ну что вам сказать, когда отшумела лавина аплодисментов, разложило уши после криков "Браво", и глаза привыкли к обычному освещению после ослепления бриллиантами из соседних лож?
Блистательно - великолепный оркестр под управлением молодой звезды - дирижера из Латвии Андриса Нельсонса - сыграл Чайковского вдохновенно и очень тонко. Духоподъемно - в последнее время за границей уже мало радуются чему-то русскому, так что невольно горделиво поглядываешь на соседей: видели, как наши могут!
Нелепо и смешно: режиссер Фальк Рихтер, который поставил эту оперу еще в 2009 году, свалил в одну снежную кучу все, что знает средний европеец о России: Татьяна здесь спит, укрываясь медвежьими шкурами, Онегин хлещет водку стаканами, все время валит снег, аристократия танцует на столах... И вот только народ тут живет немецкий: хор вышел в синих аккуратненьких рабочих комбинезонах с пластиковыми чемоданчиками для инструментов...
Несмотря на весь этот бред, русская драматическая школа сумела прорваться даже сквозь ватные снежки и свинг вместо хороводов...
Вот только, конечно, прекрасноголосая Нетребко - никакая не Татьяна. Она сама это знала, рассказывала в интервью, роль взяла на сопротивление. В этой борьбе никто не выиграл и не проиграл. Ничья.
Голос прекрасно звучит, и те ноты, которых Анна боялась, она легко преодолевает, так что зритель не заметит никаких усилий. Вокально партия исполнена, как говорится, на высоком профессиональном уровне.
А вот сама тихая мечтательница Татьяна темпераментной, ослепительно-солнечной Анне не далась.
"Они сошлись: вода и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не так различны меж собой."
Анна по-честному пыталась спрятать свою слепящую яркость лучами внутрь. В результате - солнечной энергии поубавилось, глубинной задушевной тоски не появилось. Ее письмо можно с удовольствием слушать, наслаждаясь переливами голоса. Но вот чтобы душа свернулась и развернулась вместе со страданиями меланхоличной девицы? Не-а. Застенчивые, неопытные в любви девочки, которые не могут позволить себе порвать страсти в клочья - все же не ее репертуар.
Зато во втором акте Нетребко преобразилась и вышла на бал такой, какой мы привыкли ее видеть. Совершеннейшей царицей.
Дмитрия Хворостовского многие критики уже окрестили едва ли не лучшим Онегиным всех времен и народов.
Я понимаю, почему. Тут и играть ничего не надо. Вот он выходит на сцену - блестящий столичный красавец, светский лев, с победоносной снисходительностью смотрит на всех прочих, кто им не является и уже поэтому обделен. И ему сразу веришь. Он уверенно и мощно ведет партию, хотя, если честно, на этой сцене звучали голоса и поинтереснее в нюансировке. Но попадание в образ - стопроцентное, и невозможно отвести от него глаз. Одна только скука не дается этому Онегину. Он не может скрыть наслаждения: и жизнью в целом, и ситуацией, когда еще одна дурочка пала к его ногам. И когда в финале он мечется, страстно признаваясь Татьяне в любви, и мы, и он понимаем: обманет. Вот стоит только ей уступить: и он тут же приволокнется за ее лучшей подружкой...
А вот кто был совершенно великолепен, неподражаем и завораживающе хорош, так это Ленский в исполнении молодого, но уже прославленного русского тенора Дмитрия Корчака. И если вы еще о нем не слышали - о, присмотритесь к этой восходящей звезде мировой сцены. Его уже сейчас сравнивают в этой партии с Лемешевым, мальчик из Электростали, учившийся в Москве, сейчас нарасхват в лучших театрах мира. А его Ленский - не какой-то там мечтательный нюня, полный бестелесных романтических бредней. А живой, настоящий молодой мужчина, так страстно и истово влюбленный, что эта любовь несет его как поток: он мечется в нем, делает кучу ошибок, не может совладать с течением, но отчаянно борется. Когда он пел свое знаменитое перед дуэлью "Приди, приди, я твой супруг!" сидящая рядом приятельница-австрийка, читающая на экранчике подстрочный перевод, с ужасом спросила: "Господи, ну где же она? Неужели она к нему не придет?!"
А после дуэли недоуменно поинтересовалась:
- А его что, совсем убили? И мы не увидим его во втором акте?
Волшебная сила искусства.
Следующая постановка "Евгения Онегина" с Анной Нетребко будет уже в "Метрополитен опера".
Жаль, что не у нас - эксперименты талантливых людей всегда интересны.
Впрочем, Евгений Онегин на родине всегда считался лишним человеком...