17 октября 2008 года. Валерий Золотухин и Нина Русланова в сцене из фильма режиссера Олега Степченко «Вий». / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Последний фильм Валерия Золотухина

Развлечения

Фильм «Вий 3D», который выйдет в прокат осенью 2013 года, станет последним шансом увидеть великого актера на большом экране – именно в этой картине, снимавшейся с 2008 года, актер сыграл свою последнюю роль. Своими воспоминаниями о работе с Золотухиным поделился продюсер «Вия» Алексей Петрухин.

[OBJ Трейлер фильма "Вий"]

– Золотухину мы предложили роль Явтуха, – говорит Петрухин. – Этого персонажа мы не выдумали, он есть у Гоголя, это старейший козак, которому сотник доверяет все свои дела. Он поначалу настороженно очень к этой роли отнесся. Сказал, что история неоднозначная, что Гоголя надо уметь ставить, что при всей бесовщине это очень христианская история. То есть он опасался, что мы, молодые и современные, все вывернем наизнанку. Я ему ответил, что наш фильм ровно о том, о чем он только что говорил. Он, конечно, не поверил. Говорил: «Все непросто, нужно внимательно почитать сценарий». И вдруг этим же вечером у меня раздается звонок от Золотухина. «Алексей, давай работать, назначай мне встречу с режиссером». «А что, уже прочитали сценарий, понравилось?» Он отвечает: «Нет, еще не читал, но это неважно, я согласен». Я в тот момент не очень понял, что за несколько часов могло измениться. И вот на следующий день Валерий Сергеевич приезжает, смеется и рассказывает такую историю. После встречи со мной он зашел в книжный магазин и увидел на одной из полок свою книгу. А рядом с ней – гоголевский «Вий» с обложкой, иллюстрированной кадром из нашего фильма. «Мистическим образом моя судьба была решена», – сказал тогда Золотухин.

– Никаких кандидатур, кроме Валерия Сергеевича вы не рассматривали?

– Изначально в роли Явтуха я видел только двоих актеров – Валерия Золотухина и Льва Дурова. Но наш проект оказался растянутым по времени, и когда мы начинали первый этап съемок, Золотухину сыграть у нас не позволил его личный график. То есть даже тогда даже проб не стали делать. А с Дуровым пробы как раз были, он был даже утвержден на роль Явтуха, но затем из-за проблем со здоровьем вынужден был покинуть проект – у нас же довольно много эпизодов сняты в Чехии, а Дуров после болезни отказался летать в Прагу.

– Ваш «Вий» снимался в два этапа с достаточно долгим перерывом, во время которого вы едва ли не полностью переписали сценарий, а затем и пересняли уже готовый фильм. Как Золотухин с его трепетным отношением к Гоголю отнесся к такому повороту событий?

– Честно говоря, мы ему во время переработки сценарий ни о чем не говорили. То есть не скрывали нарочно, конечно, но с актерами обсуждать какие-то нюансы в тот момент не было особой необходимости. В итоге с Валерием Сергеевичем у меня возник момент недопонимания. Мы с ним встретились на съемочной площадке фильма «Бригада. Наследник», вечером сидели за столом. И он мне тогда сказал: «Ну я вообще обижен на тебя. На озвучание «Вия» меня не позвали, на съемках я толком ничего не доделал. Слышал, что вы там все пересняли, а меня не пригласили». Я ему: «Валерий Сергеевич, да подождите, наоборот все впереди, мы переходим на трехмерный формат, поэтому работы впереди уйма». Он сначала не поверил – мне, говорит, все уже обзвонились, говорили, что прошла премьера, а меня позвать забыли. Но когда появилась ясность, он буквально на глазах повеселел. «Я так хотел проехать с «Вием» по стране!» Мы даже договорились с ним устроить премьеру на его родном Алтае. Страшно жаль, конечно, что теперь она пройдет без него.

– Какое Золотухин производил впечатление вне съемочной площадки?

– Абсолютно беспроблемный человек, который с легкостью идет на контакт. Ну и потом, знаете, у него было то, что принято называть признаком класса, когда актер думает прежде всего о профессии, а не о каких-то сопутствующих вещах. Мы много смеялись, изучая райдеры некоторых молодых, еще толком ничего не добившихся актеров - у кого-то обязательным требованием был номер в гостинице не выше третьего этаже, кому-то необходим автомобиль строго определенной марки. У него никакого райдера отродясь не было. Как, впрочем, и агента – все вопросы с графиками и контрактами он решал самостоятельно. Кстати, как он договоры подписывал, это отдельная история. Звонит, значит, мне и смеется в трубку: «Слушай, тут ко мне юрист твой приехал, сует мне толстую пачку каких-то страшных бумажек. Ты сам-то читал, что там написано?» Я ему: «Ну, там читать особенно нечего – права наши, деньги ваши». Юрист возвращается и рассказывает, что после этого Валерий Сергеевич поставил свою подпись, не глядя. Это говорит о его характере – у него все строилось на доверии. И люди ему отвечали тем же. Когда он перед вторым этапом съемок попросил увеличения гонорара, потому что был вынужден отказаться от других проектов, я согласился, не раздумывая - просто потому что торговаться с таким артистом как Золотухин не считал возможным.

– Когда вы заканчивали снимать фильм, Валерий Сергеевич уже болел. Съемочная группа что-нибудь заметила?

– Про болезнь никто и подумать не мог! Конечно, когда сейчас отматываешь время назад, начинаешь замечать какие-то признаки. Он, например, сильно похудел за те несколько лет, что мы с ним работали. На втором этапе съемок вся одежда на нем висела, пришлось костюмы перешивать. Но речи о каких-то недомоганиях, паузах в работе не было. Иногда казалось, что он моложе всех остальных, хотя в действительности он был самым пожилым актером группы. Я с ним в последний раз общался недели за три до того, как он попал в больницу. И даже тогда ничего не заподозрил – держался он всегда очень хорошо… 

amp-next-page separator