Главный военный дирижер России Валерий Халилов: «В бою, в любви и на параде...»
Да еще столь же энергичная, четкая, слаженная музыка под ритмичные командные взмахи украшенного золотыми кистями тамбурштока в руке стройного, подтянутого, уверенного дирижера...
А военные парады в столице, когда стройные ряды защитников Родины торжественно выступают под звуки сводного тысячегласного военного оркестра, во главе которого уже много лет начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов.
- Дирижер – сама по себе профессия видная и красивая, требует, кроме музыкального таланта, ярких лидерских качеств и коммуникабельности. И все же далеко не каждый самый талантливый музыкант может стать военным музыкантом, тем более, военным дирижером. Для этого необходим еще целый комплекс особых качеств. Ведь основная наша работа не в теплых и комфортабельных концертных залах, а на плацу, в лагерях, в строю на улицах и площадях, на ветру и под палящим солнцем, под дождем и в морозы. А стало быть, требуется еще отменное здоровье, физическая подготовка (которой уделяется значительное внимание и в период учебы) и незаурядный дар воспитателя, потому что военный дирижер еще и командир, воспитатель своего войскового подразделения. На Красной площади, конечно, я не имею возможности слышать каждого музыканта, но у меня есть помощники, коллеги-дирижеры, которые обеспечивают чистоту и стройность каждой группы.
– Но что все-таки зовет одаренных музыкантов именно в военные оркестры?
- Кроме любви к музыке, еще романтика военной профессии - ведь это очень интересно! Именно здесь при таком мирном занятии, как музыка, чувствуешь себя настоящим мужчиной. Ведь нас воспитывают по законам армии – по уставу, в строевой подготовке. С суворовских времен мы, музыканты, открываем парады. Не помню, чтобы меня обучали стрельбе, но что касается строевой выучки, светского этикета и воинской вежливости, а главное, чувства ответственности - это всегда было на первом плане. Потому что военный дирижер в первую очередь строевик. Он виден, он значим. Все стоят в линию, афронт, а он – перед оркестром., на три шага впереди всех участников действа.
- А свой первый выход на сцену помните?
- Да не очень: ведь еще совсем малышом постоянно торчал на сцене. Было совсем не страшно, даже забавно. Я сидел в глубине оркестра за большим барабаном - это самый громкий и чисто военный инструмент, который знают все. Не все знают и даже могут выговорить слова «кларнет» или «гобой», а большой барабан – неотъемлемая часть военной жизни.
- А такая экзотическая фамилия у русского человека откуда?
- Трудно сказать. Может быть, среди далеких предков были тюрки - татары или арабы, или прозвище почему-то такое прилипло… Фамилия вроде бы татарская, хотя я встречал таджиков с такой же фамилией. А в Израиле мне сказал один музыкант, что на иврите «халиль» означает «флейта», а по-арабски – «труба». Если это так, получается, фамилия даже определила и нашу семейную профессию.
- А как насчет продолжения военно-дирижерской династии?
- Пока ее успешно продолжает мой брат Александр, полковник, тоже композитор, доцент кафедры военно-оркестровой службы МВК, преподает дирижирование. Его сын, мой племянник - тоже выпускник Военной консерватории. А у меня ведь девочки. Однако малолетние внуки и даже внучки уже проявляют интерес: ходят строем и дирижируют – «как дедушка»…