Валерий Халилов / Фото с официального сайта военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»

Главный военный дирижер России Валерий Халилов: «В бою, в любви и на параде...»

Развлечения

Да еще столь же энергичная, четкая, слаженная музыка под ритмичные  командные взмахи украшенного золотыми кистями тамбурштока в руке стройного,  подтянутого, уверенного дирижера...

А военные парады в столице, когда стройные ряды защитников Родины торжественно выступают под звуки сводного  тысячегласного военного оркестра, во главе которого уже много лет начальник  Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов.

- Дирижер – сама по себе профессия видная и красивая, требует, кроме музыкального таланта, ярких лидерских качеств и коммуникабельности.  И все же далеко не каждый самый талантливый музыкант может стать военным музыкантом, тем более, военным дирижером.  Для этого необходим еще целый комплекс особых качеств. Ведь основная наша работа не в теплых и комфортабельных концертных залах, а на плацу, в лагерях, в строю на улицах и площадях, на ветру и под палящим солнцем, под дождем и в морозы. А стало быть, требуется еще отменное здоровье, физическая подготовка (которой уделяется значительное внимание и в период учебы) и незаурядный дар воспитателя, потому что военный дирижер еще и командир, воспитатель своего войскового подразделения. На Красной площади, конечно, я не имею возможности слышать каждого музыканта, но у меня есть помощники, коллеги-дирижеры, которые обеспечивают чистоту и стройность каждой группы.

– Но что все-таки зовет одаренных музыкантов именно в военные оркестры?

- Кроме  любви к музыке, еще романтика военной профессии -  ведь это очень интересно! Именно здесь при таком мирном занятии, как музыка,  чувствуешь себя настоящим мужчиной. Ведь нас воспитывают по законам армии – по уставу, в строевой подготовке. С суворовских времен мы, музыканты, открываем парады. Не помню, чтобы меня обучали стрельбе, но что касается строевой выучки,  светского этикета и воинской вежливости, а главное, чувства ответственности - это всегда было на первом плане. Потому что военный дирижер в первую очередь строевик. Он виден, он значим. Все стоят в линию,  афронт, а он –  перед оркестром.,  на три шага впереди всех участников действа.

- А свой первый выход на сцену помните?

- Да не очень:  ведь еще  совсем малышом постоянно торчал на сцене. Было совсем не страшно, даже забавно.  Я сидел в глубине оркестра за большим барабаном - это самый громкий и чисто военный инструмент, который знают все. Не все знают и даже могут выговорить слова «кларнет» или «гобой», а большой барабан – неотъемлемая часть военной жизни.

- А такая экзотическая фамилия у русского человека откуда?

- Трудно сказать. Может быть, среди далеких предков были тюрки -  татары или арабы, или прозвище почему-то такое прилипло…  Фамилия вроде бы татарская, хотя я встречал таджиков с такой же фамилией. А в Израиле мне сказал один музыкант, что на иврите «халиль» означает «флейта»,  а по-арабски – «труба». Если это так, получается, фамилия даже определила и нашу семейную профессию.

- А как насчет продолжения военно-дирижерской династии?

- Пока ее успешно продолжает мой брат Александр, полковник, тоже композитор, доцент кафедры военно-оркестровой службы МВК,  преподает дирижирование. Его сын, мой племянник -  тоже выпускник  Военной консерватории. А у меня ведь девочки. Однако малолетние внуки и даже внучки уже проявляют интерес: ходят строем и дирижируют – «как дедушка»…

amp-next-page separator