От «Томми» до «Юноны и Авось»: 7 знаменитых рок-опер

Развлечения

Основоположником жанра и изобретателем термина "rock opera" официально считается гитарист, вокалист и автор большинства песен The Who Пит Тауншенд, рассказавший "в лицах" невероятную историю слепого, немого и глухого мальчика. Наиболее известным в мире отечественным представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников, сочинивший в 1975 году "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты".

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку классических рок-опер, ставших визитными карточками жанра.

1. "Tommy" (1969)

После того, как капитан Уокер не возвращается после одного из сражений Первой мировой войны, его жене Норе приходит "похоронка". Через четыре года капитан возвращается домой и, обнаружив, что жена нашла себе любовника, убивает его. Свидетелем преступления становится маленький Томми, которого мать с отцом убеждают в том, что он ничего не видел, не слышал, и никому ничего не скажет. Очень быстро ребёнок действительно становится глухим, немым и слепым. В своём подсознании он учится интерпретировать все физические ощущения как музыку. Спустя ещё несколько лет Томми обнаруживает в себе талант игры в пинбол, становится международной знаменитостью и освобождает своё измученное сознание.

Культовый альбом The Who долгое время не сходил с театральных подмостков, а в 1975 году был успешно экранизирован Кеном Расселлом. Роли в картине исполнили сами участники группы, а также Элтон Джон, Тина Тёрнер, Эрик Клэптон и Джек Николсон.

В 2003 году пластинка попала на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а такие песни, как "Pinball Wizard", "I’m Free", "We’re Not Gonna Take It" и "See Me, Feel Me", были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Тауншенда и его легендарной команды.

[OBJ The Who - Listening To You (фрагмент из фильма "Tommy" 1975, в роли Томми - Роджер Долтри)]

2. "Jesus Christ Superstar" (1970)

Самой популярной книгой в истории человечества была и остаётся Библия, самой популярной музыкой в 1970 году был хард-рок. В своём третьем по счёту совместном мюзикле Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили заново рассказать историю Иисуса Христа – посредством рок-песен, каждая из которых звучала как радиохит.

В своём либретто Райс в основном следовал евангельским текстам, однако при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты Нового Завета. В частности, роль ведущего персонажа была отдана Иуде, представленном рациональной и последовательной личностью в противовес чересчур эмоциональному и не вполне понимающему цель собственной жертвы Иисусу. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила Йоко Оно, и Уэббер отказался от своего предложения.

В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, в этом же году на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию постановки, подвергшуюся нападкам со стороны различных религиозных организаций, однако снискавшую успех у зрителей и критиков. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием "Jesus Christ Superstar. Millennium Version".

Переведённый на многие языки мира, "Иисус Христос Суперзвезда" по сей день пользуется фантастической популярностью у любителей театра и рок-музыки. В Москве спектакль идёт в театре имени Моссовета и Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.

[OBJ Ария Иуды «Heaven On Their Minds» (фрагмент из фильма "Jesus Christ Superstar" 1973, в роли Иуды – Карл Андерсон)]

3. "Quadrophenia" (1973)

В основу второй полноценной рок-оперы The Who была положена история двадцатилетнего лондонского мода Джима, сталкивающегося с социальными, музыкальными и психологическими изменениями в молодёжной среде Лондона образца 1965 года.

В 1979 году режиссёр Фрэнк Роддэм снял по мотивам сюжета пластинки картину, которую журнал Total Film в 2004 году внёс в список величайших британских фильмов всех времён.

[OBJ The Who – The Real Me (фрагмент из фильма "Quadrophenia" 1979)]

4. "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1975)

Первая рок-опера в СССР была создана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года". На сцене Ленкома она шла на протяжении 17 сезонов.

По рекомендации Юрия Энтина, к написанию музыки был привлечён преподаватель Московской консерватории Алексей Рыбников. Предпремьерные показы вызвали бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры, в результате чего спектакль 11 раз запрещали к показу. Роль Мурьеты в спектакле исполнил Александр Абдулов, роль Смерти - Николай Караченцов. В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снял одноименный полнометражный фильм.

[OBJ Ария Звезды (фрагмент из фильма "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" 1982)]

5. "The Lamb Lies Down On Broadway" (1974)

"Уберите ваши пальцы от моих глаз!" - такими словами начинается либретто к одному из самых противоречивых и амбициозных концептуальных произведений в истории рок-музыки.

Последний альбом Genesis с Питером Гэбриэлом, "The Lamb Lies Down On Broadway" до сих пор вызывает множество ожесточённых споров в среде меломанов, причём как на родине музыкантов, так и во всем мире. Некоторые считают пластинку вершиной творчества группы, другие путаются в хитросплетениях сюжета и музыкальных "наворотах".

"Это было что-то наподобие "Одиссеи", но с уличным характером, в кожаном жакете и рабочем костюме", - рассказывал Гэбриэл в своих поздних интервью.

В первой половине семидесятых музыкальный театр Genesis "гремел" на весь мир – мало кто мог устоять перед невероятной харизмой солиста, делающего из прог-шедевров мини-спектакли. Многие критики относят последний выход Гэбриэла в составе коллектива к жанру рок-оперы, однако партии всех персонажей были исполнены им в одиночку.

[OBJ Genesis – The Lamb Lies Down On Broadway/Fly on a Windshield/Cuckoo Cuckoon (отрывки из шоу "The Lamb Lies Down On Broadway") 1974]

6. "The Wall" (1979)

Основным автором одиннадцатого студийного альбома легендарных Pink Floyd, стал басист и вокалист Роджер Уотерс, написавший материал на основе собственных переживаний.

Маленький Пинк Флойд растёт без отца под параноидальной опекой матери и сталкивается с жестоким миром в лице подавляющих личность учителей, что не может не отразиться на его дальнейшей истории. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк оказывается на грани жизни и смерти и понимает, что справиться с ситуацией можно только разбив стену отчуждения между людьми.

Альбом 23 раза становился платиновым и занимает третье место в списке самых продаваемых в истории альбомов в США. В 1982 году Алан Паркер снял на основе альбома полнометражный фильм, главную роль в котором исполнил Боб Гелдоф - основатель группы Boomtown Rats и будущий организатор фестивалей "Live Aid" и "Live 8".

Несмотря на то, что концепция диска близка к рок-опере, в нём почти отсутствует выраженное повествования от лица героев (за исключением композиции "The Trial").

[OBJ Отрывок из берлинского шоу Роджера Уотерса "The Wall" (1990)]

7. "Юнона и Авось" (1980)

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет "Слова о полку Игореве". Захаров обратился с предложением о написании либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал, предложив свою поэму "Авось" (1970). Сюжет произведения был посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой Аргуэльо.

Поскольку словосочетание "рок-опера" в то время было запрещено, авторы представили произведение как "современную оперу". В главных ролях были задействованы Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно с работой над спектаклем в 1980 году была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями.

Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 года, через некоторое время (благодаря Пьеру Кардену) состоялись гастроли во Франции, США, Германии, Нидерландах и других странах. За 30 с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее и Украине.

[OBJ «Ангел, стань человеком» из рок-оперы "Юнона и Авось" (1983, в роли Резанова – Николай Караченцов, Кончита – Елена Шанина)]

amp-next-page separator