В парке Горького и в Саду имени Баумана открылись летние кинотеатры. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Французское кино начали смотреть, пробежав «по следам незабываемой юности»

Развлечения

До этого режиссер и молодая актриса уже работали вместе в фильме «Монпарнас».

Фильм «По следам незабываемой юности» относится к жанру авторского импрессионистического фестивального кино. После показа корреспондент «Вечерки» побеседовал с режиссером Михаэлем Эрсом и актрисой Лолитой Шамма.

Михаэль Эрс : «Кино есть спасение в нашей жизни»

- Михаэль, прежде всего, хочется поблагодарить за ваш фильм. Это действительно настоящий импрессионизм - ненавязчивые картинки о светлой и прекрасной юности, которая у каждого из нас была. Что послужило толчком к такому фильму – это ваши воспоминания о собственной юности, о безмятежных днях последнего лета детства, когда можно бродить по красивым местам с мальчиком за руку до утра? Или это поэтическая фантазия зрелого художника ?

- На самом деле, каждому из нас выпадает счастье влюбиться. Или несчастье, когда кто-то из близких болеет – это обычные вещи, которые происходят со всеми. Поэтому ничто из того, что показано в фильме, не имело места в моей реальной жизни. Я не могу назвать этот фильм автобиографическим. Но, общий тон, общий характер вещей – самых обычных, которые происходят в фильме - что-то в них есть от моих собственных ощущений, как у каждого из нас есть набор воспоминаний, которые в нас живут, и которые мы так или выражаем в течение следующей жизни. Автобиографических вещей нет, а поэтическая атмосфера фильма идет прямиком из моей юности.

- В фильме мы видим юных безмятежных легких людей. Но что их ждет во взрослой жизни - может, они станут респектабельными буржуа – вам интересно было бы продолжить линии этих героев, может быть, в дальнейшей работе - вообще вам интересна их судьба?

- Да, это любопытная идея, об этом можно задуматься. Есть что-то волнительное в том, когда ты видишь, как взрослеют люди, с которыми ты провел какое-то время, даже стареют. Но что касается дальнейшего продолжения этой истории – не думаю. Скорее мы встретимся с теми же актерами, с которыми мы снимали этот фильм, над другим проектом, может, близким ему в чем-то, и его можно будет рассматривать как прямое продолжение фильма.

- Михаэль, почему из всех видов искусств вы выбрали кино – что оно значит для вас?

- Кино – такой вид искусств, где есть звук, есть картинка – все вместе. Думаю, в кино меня привело еще и то, что мой отец был большим любителем кинематографа. Он всю жизнь занимался работой, которую терпеть не мог, и которая его буквально уничтожала. И когда он водил меня в кино, я видел, как в его глазах зажигался свет, которого вне кинотеатра я у него не видел. И я подумал, а может кино и есть то самое спасение в нашей жизни?

- И спасение пришло?

- Оно пришло. С возрастом я все больше понимаю, что кино – единственная профессия, которой я действительно мог заниматься. Я не могу представить себя в офисе. Я люблю музыку, я люблю звуки, и кино для меня – безусловно, спасение.

- Кино – сложный и трудоемкий процесс. Это для вас больше радость, или головная боль тоже присутствует?

- Это не просто радость, это даже счастье. Во-первых, я работаю с людьми, которые мне приятны, мне приятно с ними находиться - они мне симпатичны. К тому же, кино – это что-то удивительное. Мы фиксируем на пленке то, что происходит вокруг нас - фактически, мы фиксируем время. И помимо радости, испытываешь ностальгическое чувство, чувство грусти. Потому что, когда ты снял что-то, то ты тут же понимаешь, что этого уже не существует, это прошло.

- Да, театр- искусство сиюминутное, про него говорят – «здесь и сейчас». А кино оставляет миг в вечности. Скажите, Михаэль, сценарии к вашим фильмам вы предпочитаете писать сами, или находите сценаристов? И какие сценарии вы считаете приемлемыми, перспективными для себя, своего вкуса, своей дальнейшей работы?

- Первую версию сценария своего фильма, который вы увидели, я написал сам, все диалоги, и здесь нет импровизационной части. Но написал их слишком пространно. После этого сценарий попал в руки профессионального сценариста, и сценарий принял более концентрированный вид, более конкретный, для того, чтобы правильно подвести к драматическим моментам. Хотя фильм в полной мере нельзя назвать драматическим, там есть более важные моменты развития сюжета. Сценарист сжал материал, сделал его более конкретным и четким.

- Михаэль, хотелось бы знать – знакомы ли вы с русским кинематографом, и кто из мирового кинематографа в целом оказал влияние на вас, что близко вашей душе?

- К сожалению, русское кино я не знаю, и с удовольствием для себя бы его открыл. Но никого назвать пока не могу. Что касается мирового кинематографа, то, скорее, есть режиссеры, которых я отметил для себя. К тому же, мы понимаем, что в разном возрасте нам нравятся разные фильмы. Когда я был маленьким, мне нравился «Инопланетянин» Спилберга, потом нравился Коппола, когда я был подростком, мне нравился «Жилец» Полански. Вкусы меняются, как и меняемся мы. Поэтому, если говорить о пристрастиях в кино, я не могу назвать фамилии режиссеров, я могу назвать фильмы. А вообще я люблю музыку, я большой фанат музыки, и видите у меня на груди название лучшей группы в мире. Это группа «Smiths», и она, кстати, делает каверы на украинском языке.

- Говорят, что все кино на свете – о любви. Вы согласны с этим?

- Да. Сейчас особенно много снимают о и романтической любви, и о сексе. Критики говорят, что все фильмы Каннского фестиваля довольно жестко ориентированы на эту тему. Может сейчас пришло такое время. В истории живописи тоже были времена, когда много рисовали обнаженной натуры. Сейчас это в духе времени. Да и всегда снимали про любовь, почему бы такому этапу не быть?

Лолита Шамма: «Кино – профессия жесткая, может повезти, а может и не повезти»

- Лолита, хочется еще раз поблагодарить вас за чудесный фильм «По следам незабываемой юности», где вы играете удивительно светлую, юную девушку. Характеры в фильме написаны импрессионистическими мазками, но, тем не менее, остается ощущение характера - внутренней красоты, молодости, непосредственности. Мне показалось, что у вас очень большое будущее, если конечно вам повезет с хорошими режиссерами и хорошими сценариями. Как вы оказались в кинематографе – это случилось благодаря влиянию вашей мамы Изабель Юппер, или у вас свой собственный путь в кино?

- Я не знаю, как дальше будет развиваться моя творческая жизнь. Я надеюсь, что дальше мне будет так же везти, как и сейчас. Актерская профессия в основном базируется на удаче – насколько тебе удастся встретить своих режиссеров, с которыми тебе будет хорошо и приятно работать. Пока мне везет, но, думаю, это не случайно. У меня есть какая-то мистическая уверенность в том, что и дальше я буду встречать режиссеров, с которыми буду интересно и перспективно работать. У меня есть такое твердое убеждение. Вот так бы я описала свой собственный путь в кино. На самом деле, это профессия довольно жесткая – тебе может повезти, а может не повезти. Это порой очень жестокий мир. Но мне кажется, что у меня все сложится.

- Какое искусство вам ближе – лирическое, мягкое, импрессионистичное - в духе этого фильма? Или вам интересно было бы и кино жесткое, или драматическое, а может, и трагическое?

-До сих пор меня ассоциировали с мягкими и нежными, легкими и податливыми персонажами. Но мне были бы интересны и жесткие драматические роли. Как раз сейчас идет речь о такой жесткой роли в новом моем фильме – я играю роль женщины, находящейся в раздрайве.

-Лолита, а если говорить в целом – вам нравится все, что происходит в вашем французском кино, и как вам кажется, в какую сторону движется мировой кинематограф? Он у вас вызывает протест, или радостные настроения?

- У меня нет единого мнения. Есть тенденции в кинематографе, которые мне приятны, есть – которые менее приятны. Во Франции кинопродукция очень развита, у нас есть абсолютно все. Я еще играю и в театре, и в театре тоже самое – какие – то направления мне близки, какие-то нет. Я люблю как комедии, так и серьезные фильмы. Важен не жанр, важно, какое место тот или иной фильм занимает в твоей системе ценностей, насколько тебе соответствует. Главное – во Франции есть возможность снимать абсолютно любой фильм, и нам повезло. Важно найти свое место в этом потоке.

- Недавно я посмотрела старый французский фильм о любви режиссера Луи Малля «Любовники», где удивительно нежно и трепетно, очень красиво показана любовь. Тоже могу сказать про мой любимый фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Как вам кажется – возможно ли сегодня снимать фильмы в таком духе – ведь изменилась жизнь, изменились отношения между мужчиной и женщиной, они становятся менее глубокими?

- Да, конечно, все мы ищем то изящество, которое было в старых фильмах. Вы задаете глобальный вопрос. Всем нам кажется, что раньше было лучше, и режиссеры глубже изображали чувства. Сейчас трудно найти такие отношения, хотя в нашем фильме «По следам незабываемой юности» они показаны в том ключе, о котором вы сказали. Сейчас отношения показываются принципиально иначе – жестко, конфликтно. Конечно, существуют разные тенденции в кино, и при желании можно и сегодня найти то изящество и грацию, которая была в старых фильмах. Может быть, ее стало меньше, но она есть.

 - Лолита, может, вам задавали уже этот вопрос, но все же спрошу - ваша мать Изабель Юппер видела ваш фильм «По следам незабываемой юности», и что она вам сказала по этому поводу?

- Этот вопрос лучше было бы задать ей самой. Конечно, она видела этот фильм, впрочем, как и все мои фильмы, и она как-то выражает свою реакцию. Но она не из тех людей, которые будут говорить: «Ах, какой замечательный фильм, ах, как ты здорово сыграла…» Меня такие вопросы немного напрягают - в конце концов, я – это один человек, она – это другой человек. Разумеется, она знает мои фильмы, она нашла этот фильм приятным, симпатичным, отозвалась очень тепло, он ей понравился.

О фильме

Фильм рассчитан на атмосферу – тона и полутона, цвет, свет, т.е. на визуальное решение. Герои – молодые люди, стоящие на пороге взрослой жизни, которые учатся любить и постигать жизнь. Но определенного сюжета в фильме нет – это картинки – воспоминания, очень легкие, нежные, и они важнее характеров героев и сюжета. Здесь нет ставки на звезд. В своей картине режиссер Михаэль Эрс снимал молодых как кино -, так и театральных актеров - главным критерием была их органичность. Фильм снимался в пригороде Парижа, режиссер сам вырос в таком предместье. В ленте хорошо схвачено то, что называется «гений места» - душа этого региона. И душа здесь показана через танец тела каждого персонажа.

Этот фильм завершает некий авторский цикл режиссера – до этого он снял три короткометражных фильма в среднем по часу, и рассказывается в них о тех же вещах – о переходе из одного возраста в другой, о ностальгических воспоминаниях. И этот фильм – некое завершение определенного круга, творческого цикла. Посольство Франции выбрало именно этот фильм для начала показов, т.к. хотелось показать Париж вне и изнутри. Эстетика фильма показалась интересной организаторам. Во Франции критика хорошо встретила фильм, хотя он широко не демонстрировался.

amp-next-page separator