Джазовые импровизации знаменитого оркестра. / Фото: www.sxc.hu

«Джаз – это жизнь!»

Развлечения

Концерт посвящается юбилею – ровно пять лет прошло с того дня, как на джазовом горизонте Москвы появился масштабный проект Jazz In Motion («Джаз в движении»). Он собрал в единую, продолжающуюся круглый год программу наших и зарубежных музыкантов и вокалистов, уже сказавших свое слово в джазовой музыке; представил московской публики самые различные направления и стили современного джаза.

На сцену в проекте Jazz In Motion за эти 5 лет выходили известнейшие мастера джазовой музыки и вокала со всего мира, а также – молодые талантливые исполнители. Среди участников проекта – и харизматичный американский джаз-барабанщик и композитор Билли Кобэм, играющий на ударной установке невероятно крупных размеров; и один из ведущих современных саксофонистов из Лос-Анджелеса Эрик Мариенталь, прославившийся благодаря работе в разных стилях джазовой музыки; и популярный американский джаз-вокалист, композитор и музыкант Джей Ди Уолтер… Среди российских исполнителей, часто выступающих в Jazz In Motion - виртуозные группы «Акапелла Экспресс» и «ДжукБокс», Трио Олега Бутмана, король джазового свинга Сергей Манукян, яркий джазмен и телеведущий Вадим Эйленкриг – и многие другие заметные представители отечественной джазовой музыки.

На юбилейном концерте в нынешний четверг также выступят постоянные участники проекта: оригинальный, очень сценичный трубач и композитор Максим Пустовит; певица и пианистка Кристина Аглинц – потомственный джаз-музыкант и единственная в России обладательница золотой медали в номинации «Джаз-вокал», а также кубка «Лучшей вокалистке мира во всех номинациях» – на Всемирном чемпионате по искусствам (World Championship in Performing Art)…

На юбилее проекта Jazz In Motion в Москве свое искусство также покажут известные джазмены Антон Румянцев и Армен Мерабов, дерзкие и разностильные джаз-вокалистки Этери, Сабина Вартанова и Таис Урумидис…И наконец, на сцену выйдет продюсер и организатор проекта, музыкант-саксофонист Макс Тимошин. Накануне большого юбилейного шоу он дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Вечерки».

Джазовые четверги

- Проект Jazz In Motion уже давно стал важным событием в культурной жизни Москвы. Как возникла его идея?

- Пять лет назад я случайно попал в клуб ДуровЪ – тогда я работал продюсером программы «Истории в деталях», которая выходила на телеканале СТС. Мы снимали передачу про певицу Азизу - и нашли клуб ДуровЪ, в котором начали съемки. И неожиданно очень ярко я вспомнил здесь те мои ощущения, которые испытывал в легендарном Le Club - джаз-клубе Игоря Бутмана, где я работал когда-то. Этот клуб был потрясающим местом! И когда я попал в ДуровЪ - вдруг почувствовал схожую атмосферу и энергетику…

Поговорил с дирекцией клуба, предложил им сделать джазовые концерты. У нас площадка открыта – был ответ. Я хотел «давать джаз» раз в неделю по субботам – но руководство предложило четверг, так как в субботу в клубе обычно проходили корпоративы. Так 5 лет назад и «придумались» московские джазовые четверги - с тех пор на многих столичных площадках по четвергам играют джаз.

- Чем Jazz In Motion отличается от других джазовых программ?

- Наверное, своей «раскрепощенностью» – как раз 5 лет назад многие джаз- клубы были достаточно консервативны: с традиционной программой, где музыканты играли в основном джаз-рок или джаз-фьюжн. Мы же стали приглашать музыкантов из каких-то известных поп- и других проектов, обеспечив синтез разных стилей. То есть у нас, например, была презентация проекта «Джаз хулиганс», в котором выступал популярный московский шоумен и певец, КВН-щик , телеведущий и экс-«резидент» Comedy Club Тимур Родригез - он выходил на сцену « в дуэте»… с джазовым трубачом Вадимом Эйленкригом. Или у нас выступал актер театра и кино Виктор Добронравов - с программой «Кинопроектор», представлявшей музыку из хитовых советских фильмов в джазовой обработке. Также у нас проходили концерты группы Zventa Sventana Тины Кузнецовой, практиковавшей оригинальное смешение джаза и фолка…

В общем, было много различных сочетаний «околоджазовой» музыки, которые привлекали зрителей. Собственно, это и есть Jazz In Motion - «Джаз в движении» изначально задумывался как проект очень жизненный, который показал бы молодых исполнителей наряду с известными джазовыми музыкантами, в разных жанрах. Сейчас спустя 5 лет все это тоже достаточно популярно.

Робертино и джаз

- На основании каких критериев проходит «кастинг» участников проекта?

- Ну, главные «отборщики» здесь, безусловно, зрители - а они, и особенно российские, больше всего любят шоу. Хотят не только услышать качественную музыку, но и увидеть артиста на сцене - чтобы он смог зажечь, разбудить эмоции.

Поэтому я всегда выбирал такие проекты, которые были бы, с одной стороны, неповторимыми – но в то же время достаточно понятными большому массовому зрителю. Чтобы это не был бы какой-то «сложный джаз», с «весьма непростой» музыкой. Хотелось сделать именно такой проект, чтобы люди, которые впервые попали на джаз-концерт, захотели прийти еще раз и услышать других артистов.

- В проекте Jazz In Motion участвовали уже десятки известных зарубежных и российских музыкантов. Кого из них Вы отметили бы особо?

- Тех, кто благодаря Jazz In Motion стал более популярным в России, их стали приглашать в Москву и в Россию все чаще. Могу назвать талантливую американскую певицу Дебору Дэвис, которую называют «обладательницей теплого ангельского голоса, очаровавшей публику во всем мире». Ее соотечественницу Ив Корнелиус, о которой говорят: «ее дарование – это идеальное чувство свинга и безупречное чувство меры». Еще одну американку Чанду Рул, джаз-вокалистку и композитора - ее называют «пробуждающей души, глубокой и волшебной»… Можно назвать еще много имен артистов, программы которых всегда действительно уникальны, и зритель с огромной благодарностью воспринимает их и слушает, и хочет услышать еще и еще.

Ну и, конечно, у нас были интересные проекты в плане сочетания американских артистов с российскими. Один из таких, для нас очень значимых, был проект всемирно известного барабанщика Билли Кобэма, который выступал вместе с российской группой « Маримба плюс», весьма оригинально работающей под своеобразным девизом «джаз, фолк, классика». Это было сочетание «крутого джаза» - и, скажем, такого экзотического инструмента, как маримба. Такой фьюжн-этно-драйв, джаз-фьюжн, джаз-рок... И действительно, этот концерт оставил громаднейшее впечатление!

Очень интересны проекты, которые часто представляет барабанщик Олег Бутман - с ним очень часто выступают много интересных артистов… Хочется рассказать о многих проектах, трудно выделить определенных джазменов. Но вот невозможно, скажем, не назвать приезд Ричарда Элиота, который по праву считается одним из популярнейших саксофонистов мира в стиле smooth-джаз – он тоже выступал вместе с российской группой, Транс Атлантик. Получился очень яркий концерт!

Впрочем, у нас выступают не только джазовые, но, как я уже говорил ранее, иногда и поп-музыканты. На сцене как-то был сам Робертино Лоретти, который зашел к нам в гости и вышел на сцену. Исполнил несколько песен – это было очень трогательно .Высшие силы

- Трудно, наверное, организовывать концерты стольких зарубежных, да и наших знаменитостей. Наверняка случались какие-нибудь казусы, экстрим?

- Конечно, и немало. Расскажу только один случай, когда мне практически буквально помогла высшая сила, чтобы концерт американского гостя состоялся! Это был знаменитый саксофонист Маршал Кейс. Так случилось, что музыкант прилетал в день концерта и его самолет задержали. В аэропорту он оказался в 7 часов вечера, а концерт начинался в 8. Я, конечно, очень переживал, приехал его встречать. Заказал ему вип-прилет, чтобы он мог как можно быстрее пройти таможенный контроль, - но оказалось, что все равно его багаж невозможно получить быстро. А в багаже были все его ноты, записи – то есть все, что нужно было для российских музыкантов, которые играли с ним, - Трио Алексея Подымкина.

И вот мы без багажа, без нот, без материалов поехали на концерт. Но вы можете себе представить, что такое доехать вечером по центру Москвы из Шереметьево ?! А мне уже звонили из клуба: Максим ну где же вы? А выезжали мы из Шереметьево около восьми. И я совершенно уже был на таком адреналине и в таком состоянии стресса, что спокойно сказал: мы будем в клубе через полчаса. Конечно, я понимал, что это вранье - предполагал, что на самом деле мы будем ехать не меньше полутора часов. Даже предполагал, что бросим машину и поедем на метро от Речного вокзала.

Однако по дороге нам неожиданно везде горел зеленый свет! То есть я настолько нанервничался и так хотел, чтобы концерт состоялся … В результате мы действительно доехали буквально за 32 минуты. Это была какая-то фантастика! Маршал в машине подготовил саксофон и вышел, просто вбежал на сцену, где уже играло трио Алексея Подымкина. Буквально на ходу они договорились, что будут исполнять. И концерт получился просто феерический! Была настолько тонкая, душевная энергетика… У артистов наступило то редкостное состояние, когда, знаете - все превращаются на сцене в единое целое.

- Как Вы оцениваете состояние и развитие российской джазовой музыки - по сравнению с различными зарубежными школами?

- Считаю, что в России очень сильная джазовая школа. Безусловно, у нас много учебных заведений, где преподают джаз. И у нас очень сильные российские музыканты, которые успешно играют не только на родине, но и за рубежом, в частности - в Америке. Это Алекс Сипягин, Борис Козлов, Виталий Головнев - трубач, с которым я учился на одном курсе в Гнесинском училище… И еще очень много молодых музыкантов, которые уехали в Америку, и сейчас некоторые из них возвращаются и играют в России. Это Олег Остапчук, Николай Моисеенко, Евгений Лебедев… Это очень важное «движение» наших музыкантов, они получают хороший опыт в Америке.Ну и если говорить, кто из музыкантов в первую очередь определяет высокий статус российского джаза – то конечно же я могу назвать Игоря Бутмана. У н его богатейшая энергетика, он играл с огромным количеством очень известных мировых джазовых звезд - и продолжает играть; он постоянно участвует на различных престижных джаз- фестивалях… И безусловно, влияние Игоря очень сильно - и на российской сцене, и уже сейчас на американской, и на европейской джазовой сцене. При этом Игорь, конечно, оказал огромное влияние на популяризацию джаза непосредственно в России…

- Расскажите немного о планах проекта Jazz In Motion.

- Я бы не сказал, что мы будем сильно углубляться в поиски артистов, которые у нас еще никогда не были. Главная задача сейчас – заниматься продвижением в основном российских музыкантов. Хочется, чтобы они пользовались такой же популярностью, как, скажем, американские джазовые певицы, выступающие у нас на концертах. Чтобы мы чаще делали «отечественный продукт», это очень важно. Потому что в России сейчас просто огромное количество очень интересных джазменов и хорошей джазовой музыки…

amp-next-page separator