Григорий Гладков: Лучший город для меня — это Москва
- Григорий, Вы не прекращаете свою творческую деятельно, постоянно даете концерты, записываете альбомы. Чем сейчас именно занимаетесь?
- У меня работы много и слава богу! Так получилось, что у меня удачная судьба, я реализовался на 200 процентов, выпустил очень много дисков и даже попал в Книгу рекордов Гиннеса России. Я попробовал себя во всех областях, связанных с музыкой. А достижением 21-го века я считаю, что у меня есть своя круглосуточная радиостанция в интернете, и человек из любой точки мира может слушать мои песни. Все-таки у меня очень необычный жанр песен – не просто детские песни, а именно сказочные, и радиоэфир для меня в каком-то смысле закрыт из-за этого (не считая «Детского радио»). Огромное спасибо, конечно, холдингу ВКПМ, который дал мне такую возможность иметь целую свою радиостанцию.
А вообще я постоянно нахожусь в работе. На данный момент я записал к юбилею диск «Грустный клоун. Лучшие песни под гитару». Там будут песни из фильмов, мультфильмов, спектаклей, просто песни. Мне кажется, что просто голос и гитара – это наиболее честно по отношению слушателям: здесь не спрячешься за фонограммой.
- Есть ли у вас любимый город, в котором особенно приятно давать концерты, где вы чувствуете себя особенно хорошо?
- Я побывал почти во всех уголках мира, но твердо могу сказать, что лучшее место для меня – это все-таки Москва. Удивительный город! Сколько трудностей и испытаний ему пришлось преодолеть, это поистине Город-герой, и как столица она является примером для всей России.
Кстати сюда я переехал в Москву из Ленинграда летом 1983-го года, то есть тоже своего рода юбилей: 30 лет в столице.
Вспомните, сколько всего Москва мужественно пережила: сталинские репрессии, Великую Отечественную Войну, на мой век выпала «перестройка», переоценка всех ценностей. Именно тогда стали закрывать все детские программы и вообще стал исчезать весь детский жанр. Но Москва, точнее вся Россия преодолела и это, потому что у нас был огромный запас первоклассного детского материала, созданного гениями детского жанра – книги, фильмы, пластинки. И таким образом в каждой семье было свое детское радио и телевидение.
Когда я езжу по всему миру и мне говорят, что у нас в Москве очень высокий уровень преступности, коррупции и все в таком духе. Ну а сколько хорошего? Хорошего у нас гораздо больше! Я считаю, в Москве как в сказке: всегда побеждает добро. А без зла ведь невозможно, потому что вся жизнь это и есть борьбы добра и зла. Доброго в Москве больше и в простых людях, и в отношениях.Москва – великий город, я счастлив, что моя жизнь сложилась именно здесь.
А сам я родился очень далеко отсюда – на самом Дальнем Востоке, в Хабаровске. Мой отец окончил Киевский речной техникум и по распределению взял самую дальнюю точку, где и повстречал мою маму . И хотя уехал из Киева, и сам русский, но на Дальнем Востоке всё равно повстречал украинку. А после моего рождения в Хабаровске, родители переехали на Брянщину, на Родину отца. Там на глазах моего отца был расстрелян мой дед, герой-партизан. в честь которого меня и назвали. Отец тоже был героем, но не войны, а Тюменского Севера: он 20 лет строил нефте- и газопроводы, северные города: Новый Уренгой, Надым, а на тюменском телевидении про него сняли документальный фильм, в основе которого лежит его подвиг: отец перегнал по тающей Оби и тундре огромный 16-метровый канадский болотоход, купленный за валюту в СССР. Спас и перегнал его из Серова Свердловской области в Надым (ред.: более 1000 километров по глухой тундре). Кстати уже на основе этого фильма задумали делать сериал: главная будет история про болотоход, а вокруг нее уже соберутся разные легенды и истории Севера.
После Брянска я жил в Ленинграде, где окончил джазовое училище и Институт культуры. Но по первому образованию я инженер, и, наверное, поэтому я очень подружился с Эдуардом Успенским, который закончил МАИ. Все-таки у тех, кто имеет техническое образование, особые мозги, мы ведь сдавали в институтах самые сложные предметы. И это сыграло большую роль в тот момент, когда пришло время пользоваться компьютерами и синтезаторами. Я написал музыку к сказкам Эдуарда Успенского: «Следствие ведут Колобки», «Про Веру и Анфису» , а началось всё с мультфильма «Пластилиновая ворона».
По Москве я езжу много на машине, как и любой другой горожанин, но как музыкант я очень обостренно чувствую биополе некоторых мест: есть районы, по которым мне лишний раз хочется проехать, а есть те, которые, наоборот, хочется объехать мимо. Я просто обожаю Тверской и Суворовские бульвары, а еще очень люблю Северный округ столицы. Мне удалось найти там квартиру с двором с высокими деревьями – прямо как в детстве. Когда глава управы района узнал, что я теперь живу там, он попросил меня написать песню. Она была создана на стихи детского поэта Валентина Берестова, и там были такие строки:Мы московские северяне,Тонет в зелени округ нашИ бежит мимо стройных зданийС Красной площади в ЭрмитажИ я вдруг понял, что живу на той же самой улице, откуда уехал из Ленинграда. Только она очень длинная. В Питере я жил на Московском проспекте, а в Москве живу на Ленинградском, который начинается от Кремля и упирается в Адмиралтейство в Петербурге. Эта улица носит имена: Тверская, Тверская-Ямская, Ленинградский проспект, Лениградское шоссе, Московское шоссе, Московский проспект, Гороховая улица.И вообще советую всем москвичам, если есть какая-то малейшая возможность, переселиться в район, где именно вашей душе комфортно – то стоит побороться за это место. Я очень счастлив, что живу районе, который сам выбрал, и не перестаю этому радоваться. Но я жду, правда, чтобы еще одна моя мечта исполнилась: хочу перемещаться по Москве на велосипеде, и надеюсь, что скоро она осуществиться. Ну тогда будет полное счастье (Смеется).
- Что по-вашему мнению в Москве самое ценное?
- Конечно, театры! Вся сфера культуры в Москве уникальна– музеи, выставки, вернисажи, но все же на первом месте для меня театры.
Согласитесь, что все тряпки, шмотки, вещи, торговые центры, бутики– они везде одинаковые, в каждом городе России и мира одно и то же. Все-таки глобализация всё «причесала», но когда ты идешь в Москве в театр, где любимые актёры в своем доме, а ты можешь наслаждаться прекрасной игрой. И когда у меня выдается свободный вечер, я иду не в бар и не в спортклуб, а в театр, и часто один.
Москва – великий театральный город, у нас около 100 театров, это очень большая цифра. И это не считая выступления в клубах и концерты. По-моему так каждый вечер в Москве проходит целый фестиваль. И это огромная культурная ценность.
Сам я люблю ходить в Концертный зал имени П. И. Чайковского слушать разную музыку, и, конечно, гитару, орган. И, конечно, симфонический оркестр в концертном зале Консерватории. Любимый театр – театр «Et Cetera» А.А. Калягина. Он приглашает лучших режиссеров и художников и на какую бы пьесу я не пошел в этот театр, я знаю – меня ждет первоклассный спектакль. Но и другие театры Москвы замечательны. Мне кажется, если режиссёр сделал представление в Москве и оно имело успех, то это значит, что с этим спектаклем можно гастролировать везде. Это как научиться хорошо водить машину в Москве – после этого тебе не страшен ни один город с любыми пробками.
- Считаете ли вы что современные отечественные мультфильмы не так хороши и не имеют такой глубины как советские, несмотря на технические возможности 21 века?
- Это большое заблуждение и миф. Я считаю у нас сейчас создался свой стиль и основан он прежде всего на духовности. Хороших детских песен сейчас много, другой вопрос в том, что им практически негде звучать, кроме Детского Радио, огромное спасибо его создателям! Надеюсь, что такой формат как интернет радиостанция разрушит в скором времени этот вакуум. И детских мультфильмов так же много.
Например, каждый год в Суздале проходит Открытый российский фестиваль анимационного кино. Можно выделить 2 формата мультфильмов: есть «штучные», как были в советское время, их можно условно назвать «фестивальными», а есть мультфильмы коммерческие, то есть сериалы из мультфильмов. Они тоже очень интересные, и главное, образовательные. Первый такой успешный проект – это «Смешарики». Потом уже появился «Лунтик» и «Маша и медведь». В плане воспитания эти мультфильмы даже не сравнить с западными: в каждом их эпизоде показывается какой-то добрый поступок. А вот сейчас появился новый подобный великолепный мультсериал «Фиксики», в основе которого лежит повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». В каждой серии рассказывается как учиться работать, об инструментах и приборах, которые находятся в нашем доме.
У меня есть свой проект «Зубрилки», который должен помогать школьникам заучивать то, что надо выучить наизусть. Зрительная память сейчас разрушена из-за телевидения, телевизионной рекламы, 25-го «кадра»– это большая проблема, а с помощью слуха можно всё запоминать по-другому. Первая моя работа это «Таблица Умножения в песнях для ускоренного запоминания», спетая в стилях: блюз, рок-н-ролл, кантри, вальс и,конечно, колыбельная. Смысл также в том, чтобы ребенок не был «привязан» к месту, как в ситуации с учебником – слушая «Таблицу Умножения» в песнях, он может танцевать, одеваться, играть, собирать портфель и незаметно выучить. Без стресса и перенапряжения. За эту работу меня выбрали Почётным членом Академии образования России. Еще я хочу сделать так же с песнями и музыкой - географию, продолжить математику, химию. Например, Периодическую Таблицу Д. И. Менделеева можно оформить в стиле «кислотной» музыки, как её называют подростки, то есть: хип-хоп, техно, рэйв, хаус, рэп – все, что любят тинейджеры. А в замечательном разделе тяжелых металлов можно вообще такой «хэви метал» врубить! (Смеется). Так что мы фантазируем и дурачимся по полной, но используем плоды нашего «дурачества» в мирных и просветительских целях.
- Как автор детских песен, чего бы пожелали молодежной аудитории «Вечерки»?
- Вообще есть две вещи, которые я говорю, когда выступаю перед ребятами-подростками. Первое – иметь профессию, а лучше несколько. И второе – всегда быть самым лучшим, и тогда, если вдруг всех с работы выгонят, то тебя оставят. А третье появилось совсем недавно. В моём детстве и отрочестве этого не было: не пробовать наркотики. А если тинейджеры спрашивают: «А что будет если попробуешь?», я говорю: «А если попробовал, то тебе остается жить шесть лет». Увы, это правда. От первой до дозы до конца всего шесть лет.Эта тема очень злободневная и надо разговаривать о ней с детьми и подростками. Да и вообще надо с ними разговаривать. Мне жаль, что пропали в Москве клубы «по месту жительства», которые были в советские времена, где подростки могли собираться. Но слава Богу, остались катки, спортивные и детские площадки И, вообще, наши дворы в Москве сейчас просто великолепны!Говоря о детях как о публике, то это все-таки самая сложная публика, но и самая интересная.
- Будете ли вы как-то праздновать свой 60-ый день рождения? В узком кругу или будет концерт?
- Я вообще ни одного юбилея не праздновал, потому что мне кажется, это проявление какой-то гордыни. Ведь ты на самом деле ничего особенного из себя не представляешь, то, что ты сочинил – это Господь Бог передал через тебя людям. Я думал об этом, и мне кажется уместнее праздновать юбилей именно своих произведений. То есть устроить концерт или даже несколько концертов. Мой юбилейный концерт будет называться «Пластилиновая ворона собирает друзей» и более мелким шрифтом подписать, что у меня юбилей. Так сделать – это более честно и справедливо. Я думаю, что все-таки праздновать юбилей можно, когда человек умер, а при жизни выглядит как-то нескромно, что ли.В узком кругу я, безусловно, отмечу день рождения. Я счастлив, что живы мои родители, которые в этом году отпраздновали 61-ый год свадьбы. Обычно я праздную свой день рождения на даче или в доме на Волге, которому 100 лет и который я отремонтировал. Туда сложно добираться, но именно близкие и верные друзья всегда приедут. А в Москве я бы хотел отметить свой юбилей на кораблике. Между прочим, я всегда восхищался тем, что Москва – это порт пяти морей, соединенный каналами со всеми морями и океанами мира. И не только теоретически, но и практически можно отправиться в кругосветное путешествие из столицы, этого лучшего города Земли.