5 самых выдающихся афиш Альфонса Мухи
Его имя стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков. Он был самым ярким представителем модерна, а его стиль в живописи, архитектуре и малых декоративных формах так и называли – «стилем Мухи».
Будущий мастер театральной и рекламной афиши родился 24 июля 1860 в небольшом старом моравском городе Иванчице в семье небогатого судебного чиновника Ондре Мухи, у которого было шесть детей от двух браков. Мать Альфонса Амалия Мале умерла рано, поэтому воспитывался юный художник отцом и вырос довольно крепким и здоровым мужчиной. С раннего детства он увлекался пением и даже был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, благодаря чему у него появилась возможность учиться в гимназии. В этот период своей жизни он пробовал себя в качестве художника и его первым опытом живописи стала известная акварель «Жанна д’Арк». После окончания гимназии Альфонс попытался поступить в Пражское художественно училище, однако не смог сдать экзамены. Тогда он устроился работать писарем в суде города Иванчице. А в свое свободное время он посещал занятия в местном любительском театре. Сначала он выступал на сцене, потом занимался созданием декорация и, наконец, начал рисовать афиши и пригласительные билеты.
Вскоре, в 1879 году его заметили и пригласили в Вену в качестве художника театральных декораций в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхард. Из-за большого пожара в венской фирме он потерял работу и переехал в Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси. Граф, восхищенный творчеством Альфонса, решил оплатить все расходы по учебе молодого художника в Мюнхенской академии изящных искусств. Отучившись два года в Мюнхене, Муха переезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Копаросси. Но в 1889 году Альфонсу приходится прекратить обучение из-за того, что графу Куэну-Беларосси надоедает оплачивать все расходы художника. Тогда, оставшись без средств на существование, Муха снимает мастерскую и берется за изготовление афиш, рекламных плакатов, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, приглашений, визитных карточек и ресторанных меню. В этот период своей жизни Альфонс несколько раз посещал США в качестве живописца и педагога и создал иллюстрации в многотонной «Истории Германии», которые сыграли важную роль в его жизни.
В 1894 году накануне Рождества он получил заказ от театра «Ренессанс». На премьеру представления «Жисмонда» с участием актрисы Сары Бернар Альфонс нарисовал афишу, которая сделала его одним из самых популярных художников в Париже. Восхищенная творчеством молодого художника, Бернар пожелала познакомиться с Мухой поближе и настояла на том, чтобы его сделали главным декоратором театра. Эта была настоящая удача для Альфонса. Он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток, из-под его кисти вышло множество превосходных афиш к спектаклям. Ему также поступали заказы на дизайн ювелирных украшений, интерьеров и предметов прикладного искусство – ковров и портьер. От заказов не было отбоя. Все газеты писали о новом феномене Мухи. Тогда в столице Франции даже появилось новое понятие – «La Femme Muchas». Успех в карьере Мухи дополнялся умопомрачительным романом с самой Сарой Бернар.
В 1895 году Альфонс вошел в круг символистов «Салон ста», к которой принадлежали такие личности, как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе и поэт Малларме.
Вместе с братьями Люмьер он участвовал в опытах по кинематографии. А в 1897 году он организовал свою первую выставку в Париже. В дальнейшем его работы посчастливилось увидеть всей Европе.
В 1906 году Альфонс Муха делает предложение руки и сердца своей ученице Марии Хитиловой. А уже сразу после свадьбы он принял предложение Американского общества иллюстраторов и переехал в США, где считался крупнейшим художником современности. Несмотря на громкий успех, жизнь тяготила Альфонса своим коммерционализмом. Тогда, в 1910 году, он решает вернуться в Чехию и создает грандиозный цикл эпических картин на тему истории славян. В течение последующих восемнадцати лет из-под кисти Мухи выходит более двадцати монументальных полотен, среди которых «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», и «Проповедь Яна Гуса». Параллельно со своим проектом он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн, в частности, Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал».
В 1918 году Альфонс Муха создает первые банкноты, почтовые марки, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты для новообразовавшейся Чехословакии.
Когда в 1928 году Муха закончил свою «Славянскую эпоху», он подарил ее городу Праге. Тогда экспонаты были размещены в Дворце ярмарок, а после войны их перевезли в замок в городке Моравский Крумлов.
Все работы Альфонса Мухи отличаются своим неповторимым стилем. Центром его композиции, как правило, становится, утопающая в море цветов, молодая женщина в свободной одежде и с роскошными волосами. Картины Мухи обрамляются замысловатыми растительными орнаментами, которые не скрывают своего византийского или восточного происхождения. От тревожных картин мастеров времени Мухи, его произведения отличались спокойствием и негой.
За десять дней до своего семидесятилетия 14 июля 1939 года Альфонс Муха скончался от пневмонии. Великий живописец был похоронен на Вышеградском кладбище в Праге.
В день рождения Альфонса Мухи «Вечерка» предлагает вспомнить 5 самых известных афиш замечательного художника.
1. «Дама с камелиями» (1896)
Афиша была создана в 1896 году к постановке пьесы А. Дюма «Дама с камелиями» в театре «Ренессанс». Афиша «Дама с камелиями» считается самым совершенным из известных произведений Альфонса Мухи. В этом творении Мухи удачно воплощены все характерные черты его стиля. Композиционная точность, ограниченное согласие каждой детали с целым, изящество линейного рисунка, которое трактует четкое очертание профиля, дали невероятную популярность этому полотну.
2. «Самаритянка» (1897)
Афиша была создана к постановке драмы Эдмонда Ростана, в которой главную роль – самарийской девушки Фотимы, исполняла знаменитая актриса той эпохи Сара Бернар. Альфонс, восхищенный игрой артистки, представил образ, созданный ею на сцене, а не портрет реальной женщины. Сара выглядит на плакате Мухи чарующей рыжеволосой красавицей. Художник с помощью ивритского шрифта помещает библейские тексты в ореол вокруг головы актрисы.
3. «Медея» ( 1898)
Плакат был нарисован к одноименной трагедии Катюля Мендеса. На афише изображена одна из сцен пьесы: Медея, в исполнении Сары Бернар, стоит над трупом детей, которых она убила из ревности к Ясону. Драматическую атмосферу создают напряженная поза Медеи, ее темная одежда и полный ужаса взгляд. В образ героини Муха добавил змеевидный браслет на левой руке. Это украшение так понравилось Саре Бернар, что она заказала ювелиру Жоржу Фуке сделать браслет и кольцо в форме змеи с драгоценными камнями по эскизу Альфонса. Необычные украшения актриса надела во время постановки пьесы.
4. «Гамлет» (1899)
Афиша была изготовлена к постановке пьесы Шекспира «Гамлет», которую показывали в театре Сары Бернар. Произведение специально для Сары, которая исполнила роль Гамлета, перевели на французский язык Евжен Маран и Марсель Швоб. На плакате главный герой – Гамлет, изображен на фоне призрака своего отца, который стоит на стенах Эльсинора. В нижней части афиши художник изобразил образ утонувшей Офелии, которая лежит у ног Гамлета, убранная цветами. Стоит отметить, что «Гамлет» стал последней афишей, созданной Альфонсом для Сары Бернар.
5. «Тоска» (1899)
Афиша была создана Альфонсом специально для второй персональной выставки его работ в Париже, которую организовал редактор журнала «La Plum» Леон Дешан. На этом плакате Альфонс изобразил девушку с типично славянской внешностью в моравском костюме. Голова красавицы украшена венком из маргариток, которые она собрала на лугах родного края. Сплетенное из фруктов, цветов и колючек символическое сердце с тремя веночками отражает три стороны любви.