Фото: Википедия

Рождение российского кинематографа: 5 первых художественных кинолент производства Александра Ханжонкова

Развлечения

Именно стараниями Ханжонкова был заложен первый камень российской киноиндустрии, благодаря чему сегодня мы каждые выходные можем садиться в мягкие кресла напротив большого экрана и погружаться в мир кино.

На своем жизненном пути Ханжонков видел и небогатое, без излишеств, детство, и обрушившуюся славу молодых лет, длившуюся слишком недолго, и трудности революционной эпохи, и упадок и лишения на закате дней.

Родился Александр Алексеевич в семье обедневшего помещика из старого уважаемого поколения в деревне Ханжонковка, что территориально находится сейчас в Донецкой области. В юношестве он обучался в Новочеркасском казачьем юнкерском училище, а после его окончания в 1896 году, в возрасте 19 лет, поступил в привилегированный Донской казачий полк в чине подхорунжего. Именно военная служба сыграла большую роль в его будущем занятии кино: будучи в 1905 году уволенным в запас по состоянию здоровья, он получил выплату в 5000 рублей, которую целиком и полностью и вложил в кинопромышленность. Хватило одного похода в кино, чтобы Ханжонков заболел синематографом.

Сначала он приобрел пай в московской компании «Гомон и Сиверсен», а потом организовал свою собственную фабрику по производству кинолент на Саввинском подворье. Весна 1906 года становится датой рождения Торгового дома «Э. Ош и А.Ханжонков», или ателье Ханжонкова. Не все сразу клеилось, были и долги, и ошибки, и неудачи. Но постепенно работа налаживалась и продвигалась. Свои художественные ленты фабрика Ханжонкова начала снимать не сразу, а сначала занималась прокатом зарубежных фильмов в России и кинодокументалистикой. Но уже летом 1907 года, в возрасте 28 лет, предприниматель начинает съемки своей первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая, правда, не была закончена.

Первой картиной, которая шла под именем художественной продукции ателье Ханжонкова, в итоге, стала «Драма в таборе подмосковных цыган» в январе 1909 года. В те годы ателье ведет активное производство художественных и множества документальных фильмов, сам Ханжонков выступает и как продюсер (80 фильмов), и как режиссер (3 кинофильма), и как сценарист (3 фильма). К тому же, единственный из крупных российских кинопроизводителей, Ханжонков открывает у себя на фабрике специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. За годы работы этот отдел выпустил фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине, привлекая ведущих российских специалистов в данных сферах. Также ателье Ханжонкова сделало больше всего экранизация русской классики.

Интересен факт, что Александр Алексеевич не просто хотел нажиться на кинобизнесе, но и действительно с душой относился к кино как к делу своей жизни, старался внести вклад в его совершенствование. Так, в эпоху черно-белого кино, он хотел добиться цвета на экране. Однажды он нанял художницу из Строгановского училища, чтобы та раскрасила сцену боя петухов прямо на пленке. Конечно, краска растеклась и превратилась в кляксу. Но мелкие неудачи не останавливали предпринимателя, и он шел только вперед.

Казалось бы, все шло как нельзя лучше: слава и состояние Ханжонкова возросли многократно (к Первой мировой войне в год сумма прибыли доходила до 150.000 рублей), исправно выходил его журнал «Вестник кинематографии», открытый им кинотеатр на Триумфальной площади был одним из самых посещаемых и престижных в Москве. Однако затем все закрутилось в другом направлении - Первая мировая война, гражданские междоусобицы, революция... Актеры уходили к конкурентам, скоропостижно скончался верный соратник и компаньон Е.Бауэр, пошатнулось собственное здоровье Ханжонкова. Предприниматель был вынужден уехать в ноябре 1920 года – сначала в Константинополь, затем в Милан и Вену.

Дела за границей не клеились: его жена, Антонина Николаевна, умирает в эмиграции, денег на занятие любимым делом катастрофически не хватает, становится совсем невыносимо, и в 1923 Ханжонков по приглашению компании «Русфильм» (которая так и не заработала) возвращается на Родину, некоторое время работает консультантом «Госкино», потом - заведующим производством «Пролеткино», пока в 1926 году не попадает под суд вместе с другими членами руководства компании. Обвиненный в финансовых злоупотреблениях, арестованный, даже после отсутствия доказательств вины, он получает запрет на работу в области кинематографа.

Сломленное физическими и моральными испытаниями, здоровье Ханжонкова ухудшается, он перебирается в Ялту вместе со второй супругой, Верой Поповой, где живет до самой смерти. Прикованный к инвалидному креслу, он пишет мемуары, опубликованные в 1937 году («Первые годы русской кинематографии»), сокращенные на треть, переписанные цензурой. Тем временем, советское руководство делает небольшую поблажку – после долгих лет унизительных прошений, Ханжонкова реабилитируют и выплачивают правительственную персональную пенсию. Однако потерянные нервы и здоровье уже нельзя компенсировать. 26 сентября 1945 года, в возрасте 68 лет, Александр Алексеевич Ханжонков уходит из жизни.

Дети и внуки: Сын Александра Алексеевича и Антонины Николаевны – Николай – закончил Пражский университет, в 1949 году вернулся в СССР, работал на «Мосфильме» и до самой смерти в 1973 году жалел о своем поступке. Его дочь, внучка Ханжонкова, живет в США. Дочь Ханжонковых Нина Александровна после смерти отца жила и работала в Ялте. Умерла в 1972 году. Ее дочь Ирина живет в Ялте.

В день рождения легендарного кинопромышленника «Вечерняя Москва» вспоминает 5 первых художественных российских кинолент производства ателье «А. Ханжонков и К°»:

1. «Драма в таборе подмосковных цыган», 1908

Самая первая художественная лента ателье Ханжонкова, после выхода которой журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». Картина сохранилась не полностью, без титров. Другое название фильма – «Драма под Москвою». Режиссером и оператором выступил компаньон Ханжонкова – Владимир Сиверстен. В фильме рассказывается о цыганском таборе, расположившемся близ Кунцевского парка. Драма разворачивается вокруг отношений красы табора Азы и двух влюбленных в нее мужчин. Здесь есть любовь, страсть, карты, кипение крови, и завершается все настоящей кровью: влюбленные умирают. Конечно, этот немой короткометражный фильм далек от идеалов современности, однако его роль в развитии российского кинопроизводства неизмеримо велика.

2. «Песнь про купца Калашникова», 1909

Фото: Википедия

1909-1910 года стали «урожайными» для дома Ханжонкова. В среднем в это время снималось 9-10 картин в год. Для работы над своими кинолентами Ханжонков привлекает начинающего режиссёра, имя которого лежит у истоков российской кинорежиссуры, Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли ставшие затем популярными актеры  - Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин, сыгравшие в данной ленте. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов. «Песнь про купца Калашникова» была снята по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Этот немой короткометражный фильм повторно вышел в прокат в 1913 году, но сейчас он считается утраченным, пленок с ним не сохранилось. По описаниям, он представлял собой последовательность четырёх эпизодов. Действие открывалось картиной пира при дворе Ивана Грозного, в ходе которого опричник Кирибеевич оскорбляет жену купца Калашникова. Это становится причиной ссоры между мужчинами. Финальной сценой стал кулачный бой между ними. Музыку к фильму написал известный режиссер Московской консерватории Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Демонстрация картины велась в феврале 1909 года во время масленичных народных гуляний в самом обширном помещении города – в Манеже.

3. «Оборона Севастополя», 1911

В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм, совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым, его любимым режиссером. Есть у картины и другое название – «Воскресший Севастополь». Этот документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне является одной из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии. Он выполнен на достаточно высоком для того времени уровне, особенно удались масштабные батальные сцены, поставленные самим Ханжонковым. Для того времени это было очень сложным мероприятием, и дому Ханжонкова удалось справиться с задачей на отлично. По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны, также были задействованы настоящие военные - регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов. Затраты на производство первого «большого» фильма достигли 40 тысяч рублей, очень высокой суммы по тому времени. Первыми зрителями стал император с семьей в его дворце в Ливадии. До наших дней дошел только сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Так, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания. Также в фильме впервые появился ставший потом настоящей «звездой» Иван Мозжухин.

4. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912

26 апреля 1912 года вышел первый в мире объемный мультипликационный фильм "Прекрасная Люканида", снятый талантливым художником и оператором, Владиславом Старевичем, самородком, найденным Ханжонковым в городе Вильно, Мультфильм также известен под названиями "Война усачей с рогачами" и "Куртизанка на троне". История царицы жуков-рогачей Люканиды, полюбившей графа Героса из соперничающего племени усачей, стала настоящим блокбастером. В течение 10 минут между кукольными насекомыми разворачивалась настоящая драма. Зрители, незнакомые еще с такой мультипликационной техникой, искренне верили в то, что в фильме снимаются настоящие дрессированные насекомые, вытворяющие поистине удивительные вещи. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов, тираж его за границу переваливал за несколько сотен экземпляров, а компания Ханжонкова окончательно стала лидером российского кинопроизводства.

5. «Пьянство и его последствия», 1913

Этот фильм также снят замечательным оператором и режиссером Владиславом Старевичем, ставшим постоянным партнером дома Ханжонкова. Он входит в серию тех просветительских работ, которые снимались в рамках работы Научного отдела киноателье. В фильме документальные кадры, изображающие ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, перемежались игровыми сценами – так, Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, которому видится вылезающий из бутылки чертик. Перепрыгивая со стола на рукав пиджака, чертик всячески дразнит пьяного. По тем временам такой спецэффект был чем-то невероятно прогрессивным! Картина была очень известна, ее массово демонстрировали, в том числе РПЦ предоставила свои храмы под кинопоказы. Однако до наших времен она дошла не полностью, часть фрагментов исчезла.

amp-next-page separator