Альфред Хичкок. / Фото: www.GdeFon.ru

5 самых жутких фильмов Альфреда Хичкока

Развлечения

Английская газета «Guardian» решила составить список самых страшных фильмов ужасов всех времен и народов. Список из 25 картин открывает картина Альфреда Хичкока «Психо».

Человек, обладающий весьма специфическим юмором, помешанный на чистоте, боящийся предметов овальной формы (он страшно нервничал, если официант в ресторане подавал кому-то яйцо), педант и невыносимый собеседник, снял за свою жизнь 55 фильмов. В 28 из них Хичкок снимался сам - в эпизодических ролях папарацци, музыканта, ковбоя, псевдоинвалида, прохожего. Его первая картина «Белая тень» - черно-белая немая лента, премьера которой состоялась в 1924 году, долгое время считалась утерянной и недавно была случайно обнаружена в Новозеландском киноархиве.

Сегодня, 13 августа, знаменитому британскому режиссеру исполнилось бы 114 лет. «Вечерняя Москва» вспоминает 5 самых жутких фильма Альфреда Хичкока.

«Психо», 1960 год.

Главная героиня — молодая девушка, которая решает похитить приличную для того времени сумму денег и сбежать из города. Но настоящее действие начинается, когда она заселяется в отель…

Лично меня этот фильм пугает больше, чем «Птицы». Фильм, появившись на свет, буквально моментально завоевал внимание зрителей, собрав при этом очень хорошую кассу. Люди боялись, бились в истерике, падали в обморок в кинотеатрах. Хотя – на первый взгляд – это обычный дорожный детектив, который внезапно превращается в что-то другое, жуткое, страшное…

По слухам, фильм не хотели выпускать в прокат, т. к. цензоры заявили, что во время сцены в душе якобы видна грудь актрисы Джанет Ли. Монтажерам пришлось просмотреть покадрово эту сцену, для того, чтобы убедиться в том, что претензии цензоров не обоснованы. После выхода фильма на экраны Альфред Хичкок получил гневное письмо от отца девушки, которая отказывалась принимать ванну, после того как она посмотрела «Дьяволиц» (1954), а после «Психо» — отказывалась принимать душ. Ответ Хичкока: «Отведите её в химчистку».

Трудно поверить, но Хичкок постарался скупить как можно больше экземпляров книги Роберта Блоха, по которой снят фильм, чтобы концовку истории знало как можно меньше людей!

Интересные детали: для записи звука ножа, проникающего в тело, был использован звук ножа, пронзающего дыню, а в качестве крови в фильме был использован шоколадный сироп «Боско». Сцена убийства в душе продолжается всего 45 секунд, но для её съёмок было использована около 70 разных планов камеры.

Альфреда Хичкока можно заметить в фильме на пятой минуте экранного времени — человек в ковбойской шляпе снаружи офиса.

«Птицы», 1963 год

Первые минут тридцать фильм напоминает типичные голливудские мелодрамы: неторопливый сюжет, романтика, природа, красивые люди… Потом мелодрама перетекает в драму, а вот затем начинает хоррор. Великолепно жуткое зрелище.

Птицы не просто летают, а буквально врезаются в экран, клюют, бьют крыльями и когтями — такому убедительному эффекту позавидовал бы любой современный ЗD-фильм. Кстати, в картине использованы как механические, так специально натренированные животные, что само по себе было революционным приемом для кинематографа того времени. Несчастных чаек кормили смесью пшеницы и виски! Только так можно было добиться того, чтобы они оставались на земле продолжительное время. Потребовалось семь дней, для того чтобы снять сцену, в которой на главную героиню в исполнении Типпи Хедрен нападают птицы. Для того, чтобы птицы не могли улететь, они были привязаны к актрисе длинными нейлоновыми нитками! По словам самой Хедрен, это была худшая неделя в её жизни.

Одна из особенностей фильма - абсолютное отсутствие музыки: только диалоги и звуки, от чего становится особенно не по себе.

С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве, видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё находится у неё под контролем.

Интересная деталь: Стивен Спилберг включил этот фильм в свой личный «учебный план», который необходимо одолеть кинематографистам, мечтающим работать в одной команде с мэтром.

«Веревка», 1948 год

Двое студентов из высшего, считающих себя достойными называться «сверхлюдьми», убивают своего товарища Дэвида. Убивают просто так, без причины, чтобы посмотреть «как оно». Недолго рефлексируют по этому поводу, но время не ждёт - через несколько минут должны придти гости на вечеринку. Среди гостей для остроты ощущений - отец, тётя и девушка убитого Дэвида. Пикантность вечеринке с точки зрения её организаторов придаёт то, что угощения стоят на сундуке с трупом парня…

Очень, на мой взгляд, необычный, загадочный триллер с минимумом музыки, минимумом актеров, но с максимальным напряжением. Частично сюжет фильма основан на реальном убийстве, совершенном студентами чикагского университета.

Интересная деталь: несколько последних сцен фильма переснимались не один раз, так как Альфред Хичкок не был доволен цветом заката. Фильм был запрещен к показу в некоторых штатах США из-за того, что цензоры решили, что есть намек на гомосексуальную связь между студентами. Режиссер и в этой картине не преминул появиться в своем фирменном эпизоде-камео: примерно на 55-й минуте фильма его профиль возникает на неоновой вывеске, которую видно из окна квартиры. Кроме того, некоторые утверждают, что Хичкока можно заметить идущим по улице в кадрах, сопровождающих начальные титры.

«Безумие», 1972 год

Сюжет: бывший летчик королевских ВВС Ричард Блени, красавчик, алкоголик, неуравновешенный тип теряет очередную работу и одалживает деньги у своей бывшей супруги. В это же время следователи находят один за другим трупы девушек задушенных корпоративным галстуком клуба, членом которого как раз и является Блени. Вот, собственно, вся завязка. Предпоследний фильм Альфреда Хичкока был снят им после долгого перерыва на родине, в Лондоне. Сам он появляется на мгновение в кадре — он стоит в центре толпы на набережной, единственный, кто не аплодирует оратору.

Кстати, режиссер предлагал Владимиру Набокову написать сценарий для этого фильма, но Набоков отказался. В результате сценарий написал Энтони Шаффер.

В этом достаточно напряженном фильме особенно удались забавные сцены фильма с инспектором и его женой — никакущей кухаркой, которая всё пытается вкусно накормить мужа, но ей никак не удается…

«Окно во двор», 1954 год

Многие кинокритики считают «Окно во двор» лучшим детективным фильмом за всю историю кинематографа. В свое время картина была номинирована на «Оскар», но киноакадемия проигнорировала ее. Однако теперь Америка считает «Окно во двор» национальным достоянием. Этот фильм буквально растащили на цитаты. Конечно, его нельзя назвать зловещим триллером, но, тем не менее, тревожной, временами гнетущей атмосфере, в картине достаточно.

Главный герой картины, фоторепортер, временно прикован к кровати в своей квартире. Единственное, что он может делать – наблюдать за жизнью своих соседей. Он неожиданно приходит к выводу о том, что в одной из квартир произошло убийство. Тут и начинается открываться классический хичкоковский детектив с множеством мелких деталей и минимум персонажей и великолепным финалом. Фильм раскрывает для нас одну из обычно скрываемых потребностей человека — подглядывать в замочную скважину, образно выражаясь.

Сам Хичкок появляется на 26-й минуте фильма: в комнате композитора заводит часы.

amp-next-page separator