10 знаменитых фильмов Вернера Херцога
Вернер Херцог Стипетич (полное имя режиссёра) родился в 1942 году в Мюнхене. Поскольку его детство пришлось на времена Второй мировой войны, семье Херцога пришлось уехать в глухую горную деревню в Баварии. На Родину он вернулся лишь в 1954 году. В возрасте 17 лет Вернер написал свой первый сценарий, однако на киностудии ему отказали по причине несовершеннолетия.
В 1962 году начинающий режиссёр снял свою первую короткометражку "Геракл", а через год основал собственную министудию. В погоне за экзотикой он много путешествовал, что не мешало ему изучать историю, литературу и театроведение в Мюнхене и Питтсбурге, а также публиковать статьи о кино в журнале "Фильм-студио".
Первый полнометражный фильм Херцога "Знаки жизни" (1964) получил "Серебряного медведя" на Международном кинофестивале в Берлине - с тех пор карьера режиссёра только шла в гору. По-настоящему громкий успех, слава и зрительская любовь пришли к нему после выхода на экраны ленты "Агирре, гнев Божий" (1972) с невероятным Клаусом Кински в главной роли.
Впоследствии режиссёр снял более 40 игровых и документальных фильмов, поставил множество опер и опубликовал десятки книг. Он также снимался в эпизодических ролях в фильмах своих друзей, а также занимался озвучкой мультсериала "Симпсоны". 17-й эпизод восьмого сезона мультсериала "Американский папаша" завершается титрами: "Фильм Вернера Херцога".
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых значимых работ одного из талантливейших кинематографистов Европы.
"Агирре, гнев божий" (Aguirre, Der Zorn Gottes, 1972)
После завоевания и разграбления испанцами государства Инков возникла легенда о сказочно богатой стране Эльдорадо, затерявшейся в дебрях Амазонки. В январе 1561 года на поиски чудесной страны отправилась большая экспедиция испанских авантюристов под предводительством конкистадора Гонсало Писарро. В непроходимые джунгли был выслан отряд из сорока человек, который возглавили Педро Де Урсо и его помощник Лопе Де Агирре по прозвищу "гнев божий". Не прошло и нескольких дней, как отряд стал терять одного воина за другим - они гибли от стрел индейцев и тонули в бурных потоках Амазонки. Урсо решил повернуть отряд, но Агирре организовал бунт и взял власть в свои руки - противостоять его безумию и железной воле было практически невозможно.
В этой красочной и глубокой картине Херцог проанализировал процесс невротизации общества - того, что происходит с людьми, когда на вершине социальной пирамиды оказывается неврастеник с манией величия. Неспроста на главную роль был выбран гениальный Клаус Кински, известный своим непростым характером. Но и Херцог был не так уж прост - говорят, что во время съёмок он прикрепил к объективу камеры винтовку и держал актёра на мушке. Сам режиссёр уверяет, что это неправда, однако соглашается с тем, что в какой-то момент он планировал сжечь Кински вместе с домом.
"Каждый за себя, а Бог против всех" (Jeder für sich und Gott gegen alle, 1974)
До 1828 года Каспар Хаузер жил в пещере, прикованный к полу цепями. Со времени своего рождения он ни с кем не общался, не умел ни говорить, ни читать, ни писать, а видел только одного человека, который время от времени приносил ему еду. В один прекрасный день этот человек вытащил его наружу, научил ходить, а потом оставил посреди города с запиской…
Бруно С., сыгравший в фильме главную роль, был найден режиссёром в психиатрической лечебнице, где тот провёл практически всю жизнь. В 1975 году реальная история подростка, появившегося неизвестно откуда и убитого при невыясненных обстоятельствах, получила гран-при Каннского кинофестиваля.
"Стеклянное сердце" (Herz aus Glas, 1976)
Действие картины происходит в XVIII веке. Жители одной из баварских деревень, живущие за счёт стеклодувной промышленности, после смерти мастера-стеклодува оказываются на грани катастрофы. Мастер уносит с собой на тот свет секрет производства уникального "рубинового" стекла, а владельцы фабрики, которые попытались разгадать заветную тайну, оказались на грани помешательства…
В основу историко-философской кинопритчи о хрупкости искусства и цивилизации легла глава из романа Герберта Ахтернбуша "Час смерти" о жизни и предсказаниях "лесного пророка" Мюльхиазля. Помимо прочего, "Стеклянное сердце" известно тем, что исполнители почти всех ролей во время съёмок подверглись гипнозу.
"Строшек" (Stroszek, 1977)
Западный Берлин, середина семидесятых годов. Уличный музыкант Бруно Строшек, недавно освободившийся из тюремного заключения и явно страдающий психическим расстройством, пытается начать жить сначала. Вместе со своим соседом, эксцентричным стариком Шайцем, и страдающей от притеснений сутенёра проституткой Эвой он отправляется в Америку, однако жизнь на "земле обетованной" оказывается столь же безрадостной, что и на Родине.
Трагическая притча об "обществе потребления", равнодушно исторгающем из себя всё неординарное и перемалывающем судьбы "маленьких людей", стала одной из самых пронзительных картин режиссёра. Сценарий фильма был написан за несколько дней в расчёте на исполнителя главной роли, непрофессионального актёра Бруно С. и с использованием ряда фактов из его биографии.
"Носферату: Призрак ночи" (Nosferatu: Phantom Der Nacht, 1978)
Агента по недвижимости Джонатана Харкера (Бруно Ганц) отправляют в Трансильванию в замок графа Дракулы (Клаус Кински), желающего приобрести себе особняк в Германии. По прибытии в замок, Харкер подписывает все необходимые бумаги, но при этом случайно роняет медальон с фотографией своей молодой жены Люси (Изабель Аджани). Это казалось бы незначительное обстоятельство решает дальнейшую судьбу и Джонатана, и его любимой супруги…
"Войцек" (Woyzeck, 1979)
Экранизация знаменитой пьесы Георга Бюхнера - первой в европейской литературе "мещанской трагедии", действие которой происходит "на дне".Типичный "маленький человек" Войцек (Клаус Кински) служит солдатом в захолустном городишке. Чтобы добыть пропитание своей подруге Марии и их внебрачному сыну, он вынужден подрабатывать "подопытным кроликом" местного доктора. Между тем Мария отдаётся статному тамбур-майору, что приводит к тому, что забитого, униженного и оскорблённого Войцека начинают посещать странные апокалиптические видения.
Этой картиной Херцог завершил трилогию о "маленьких людях", к которой кинокритики также относят фильмы "Каждый за себя, а Бог против всех" и "Строшек". В отличие от превалирующих марксистских и фрейдистских трактовок пьесы Бюхнера, история Войцека была истолкована режиссёром в русле его собственных мыслей об отношениях человека и природы, об их вечном поединке.
6. "Фицкарральдо" (Fitzcarraldo, 1982)
Начало XX века. Главный герой фильма Брайан Фицджеральд (в Латинской Америке его называют Фицкарральдо) проделывает огромное путешествие и прибывает в театр "Амазонас", чтобы послушать выступление Энрико Карузо. Он мечтает выстроить оперный театр в самом сердце перуанской сельвы и пригласить туда Карузо. Чтобы финансировать столь грандиозное предприятие, Фицкарральдо берёт в аренду участок для добывания каучука, снаряжает экспедицию и на корабле отправляется на место предполагаемого строительства, но попасть туда не так-то просто. Тогда он принимает решение обойти опасный участок по другой реке, а затем по земле перетащить судно из одной реки в другую. Безумная операция заканчивается успехом, однако Фицкарральдо не принял в расчёт менталитет индейцев. Они воспринимают корабль и его самого сквозь призму своих верований и усматривают в происходящем возможность усмирить "контролирующих" пороги демонов.
"Крик камня" (Schrei aus Stein, 1991)
Главными героями этой картины являются молодой парень по имени Мартин, два года подряд выигрывавший телешоу, покоряя искусственный утёс, и Рочча - представитель новой волны альпинистов, мастер мирового класса. Рочча принимает вызов Мартина подняться на самый трудный в мире пик - горную вершину Серро Торре в Аргентине.
Идею фильма Херцогу подал всемирно известный итальянский альпинист Райнхольд Месснер.
"Старше на десять минут: Труба" (Ten minutes older: The Trumpet, 2002)
В 2002 году выдающиеся режиссёры современности взялись за эксперимент: ровно за 10 минут каждый из них должен был передать свое уникальное понимание времени. Так появились два полнометражных альманаха, созданные пятнадцатью законодателями мировой киномоды и вобравшие в себя все виды человеческого опыта: рождение, смерть, любовь… Никакого давления со стороны продюсеров. Никаких правил и ограничений. Кроме одного - уложиться в 10 минут. Это - своего рода энциклопедия ключевых стилистических приемов современного кино.
В рамках проекта Херцог снял эпизод "На десять тысяч лет старше", повествующий о последствиях контакта дикого племени уру-эу-вау-вау с европейской цивилизацией.
"Человек-гризли" (Grizzly Man, 2005)
Страшный документальный фильм о натуралисте Тимоти Тредуэлле (1957-2003), который 13 лет провёл в национальном парке Катмай (Аляска), общаясь с медведями-гризли. За два года до создания фильма Тредуэлла и его невесту съели их мохнатые подопечные.
В поисках ключа к самоубийственному поведению натуралиста режиссёр опросил знакомых покойного и отсмотрел примерно 100 часов его видеозаписей. Всё увиденное и услышанное приводит его к выводу, что в последние годы им руководило безотчётное стремление к смерти, так близкое многим персонажам Херцога.
В 2005 году картина попала в пятёрку лучших документальных фильмов по мнению Национального совета кинокритиков США.