Портрет Питера Брейгеля Старшего работы Доминика Лампсония (1572 год) / Фото: wikipedia.org

5 «разгаданных» полотен Питера Брейгеля Старшего

Развлечения

Незадолго до смерти художнику улыбнулась удача и он получил крупный заказ от городского совета Брюсселя, но так и не успел закончить работу. Живописец ушёл, оставив жену и троих детей в бедности. Старшему сыну, тоже Питеру, было всего пять лет...

"Художник, согласно старинной традиции называемый Питером Брейгелем Мужицким, жил в Нидерландах в XVI веке. Большинство современников, как это часто бывает, не считало его великим мастером, ближайшие потомки — за редкими исключениями — либо вовсе забыли его, либо оценивали неполно и неточно", - так пишет о живописце искусствовед Сергей Львов в биографии, вышедшей в серии "ЖЗЛ".

Жизнь и судьба Брейгеля загадочны. Он не вёл дневника, не записывал своих рассуждений об искусстве. Подобно нашему Ломоносову, безродный бедняк Брейгель пришёл с рыбным обозом в город Антверпен и, довольно поздно приступив к художествам, вскоре всё наверстал. Его учителем был знаменитый Кук Ван Альст – придворный художник императора Карла V.

Картины Брейгеля были мало известны при его жизни. Гениальный цикл "Времена года", который восхищает художников и ценителей искусства по сей день, был немедленно упрятан заказчиком в ломбард, а остальные работы гнили и осыпались в частных коллекциях. У художника была дочь, имени которой история не сохранила, и два сына, которые в свое время преуспели на поприще живописи куда больше, чем он. У одного из сыновей было прозвище Адский, у другого - Райский. Вплоть до XX века Адский и Райский были гораздо известнее гениального отца.

По крупицам наследие Брейгеля было собрано лишь к началу ХХ века. Представ во всём своём творческом могуществе, Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей.

В день памяти великого художника "Вечерка" предлагает вашему вниманию читателя подборку его самых известных полотен.

"Большие рыбы поедают малых" (1556)

Фото: wikipedia.org

Эту гравюру молодой Брейгель нескромно подписал именем знаменитого Иеронима Босха. Будучи малоизвестным и небогатым, Брейгель частенько промышлял такими "шалостями" и подделывал подписи более именитых коллег. Авторство картины удалось установить только после смерти художника. Гравюру называют "Лучшей иллюстрацией законов капитализма и рыночной экономики", но на самом деле художник имел в виду не экономику, а нидерландскую пословицу. Собственно, после этой гравюры тема пословиц прочно вошла в творчество Брейгеля.

"Фламандские пословицы" (1559)

Фото: wikipedia.org

Исследователи творчества Брейгеля смогли определить почти сто пословиц, проиллюстрированных этой картиной. Некоторые из этих пословиц - вроде "метать розы перед свиньями" - вполне созвучны русским эквивалентам. Смысл других - вроде "ходить вдвоём в один сортир" - больше понятен жителям Голландии (пословица означает - хорошо дружить). О значении третьих мы можем догадываться, так, например, пословица "не инжир из коня валится" - призывает не обманываться внешним видом.

Исследователи говорят, что пословиц, изображенных Брейгелем на картине, гораздо больше, чем 100. Просто значительная часть со временем забылась и теперь мы не можем их расшифровать. Первые зрители, увидевшие "Фламандские пословицы", просто умирали со смеху, глядя на полотно. Они могли часами разглядывать нелепые фигуры, написанные Брейгелем.

Уже после смерти мастера эту картину много раз копировал его сын Питер Брейгель Младший, правда, все эти копии значительно проще оригинала отца и пословиц на них куда меньше, чем на первоисточнике.

"Охотники на снегу" (1965)

Фото: wikipedia.org

Знаменитые "Охотники на снегу" - одна из самых известных картин живописца. В этой картине Брейгель использовал несколько необычных для того времени приёмов. Например, патинир - это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем. Так художник достиг эффекта глубины. Ещё одна находка Брейгеля - кроны деревьев. Ощущение пушистости тёмных крон он достиг, как сказали бы сейчас, инновационным приёмом. Сначала несколькими мазками темной краски он намечал ствол и несколько сучьев, а потом щетинистой полусухой кистью удалял краску. Получалось облачко, передающее эффект мелких веточек и инея, который на них лежит.

Приглядевшись к картине мы можем увидеть необычное. На дальнем плане люди играют в хоккей! И это при том, что написано полотно было в середине XVI века!

"Притча о слепых" (1568)

Фото: wikipedia.org

Художник часто встречал калек и слепых: на дорогах, на сельских ярмарках, на масленичных гуляньях, у церковных дверей... Начиная с самых ранних своих произведений, он включал их изображения в свои сложные композиции. Если мы приглядимся, то увидим слепых на дальнем плане полотна "Фламандские пословицы". Крошечный эпизод Брейгель развил для новой картины, созданной по известной библейской притче: "Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму".

На картине изображено шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже неминуемо последует в яму. Пятого и шестого, похоже, ждёт та же незавидная участь. Жуткая вереница калек… Причем, зрителю очевидно, что некоторые из них - ослепленные насильно.

Интересно, что в этой картине Брейгель зафиксировал первые приёмы мультипликации: в шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Так художнику удалось передать движение на казалось бы статичной картине.

"Сорока на виселице" (1568)

Фото: wikipedia.org

Эта картина стала последней работой мастера. По мнению первого биографа Брейгеля, "под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу". Однако современные исследователи считают, что смысл работы гораздо глубже. В те жестокие времена испанские власти заставили Нидерланды виселицами, на которых вешали каждый день по нескольку раз. При этом приговоры выносились исключительно на основании доносов и сплетен. На картине мы можем видеть танцующих и играющих на музыкальных инструментах беспечных Крестьян, словно не замечавших нависшую над ними опасность. На русском языке смысл пословицы мы перевели бы так: "А нам всё равно, а нам всё равно, пусть боимся мы волка и сову". В подвластных Испании Нидерландах тот же самый смысл передавала пословица "плясать под виселицей".

amp-next-page separator