За почти 60 лет творческой деятельности Куросава снял более 30 картин / Фото: wikipedia.org

10 легендарных фильмов Акиры Куросавы

Развлечения

С раннего детства Куросава испытывал склонность к искусству. Поначалу это была живопись, в которой он добился определённого успеха, но, не сумев поступить в художественный колледж, переключил своё внимание на кинематограф. Тут ему повезло – он попал ассистентом к режиссеру Кадзиро Ямомото, который и обучил новичка всем азам кинорежиссуры.

В своём первом фильме "Легенда о дзюдо", поставленном в 1943 году, он старательно уходил от современной проблематики, пытаясь сосредоточиться на вечных темах.

Всемирную славу и награды ему принёс "Расёмон", но в родной Японии критики и зрители отнеслись к успеху режиссёра более чем прохладно, обвиняя его в том, что он слишком зависим от европейской культуры и отходит от японских традиций. Конечно, в этом была большая доля правды, ведь именно Куросава впервые в японском кинематографе осуществил синтез различных искусств: театра, литературы и живописи.

За почти 60 лет творческой деятельности Куросава снял более 30 картин. Благодаря ему западный мир открыл для себя и полюбил японское кино, а сам он стал одним из величайших режиссёров всех времен и народов.

Из-за бескомпромиссности в деталях режиссёр всегда выходил за рамки бюджета, за что его недолюбливали чиновники, однако именно идеально выстроенный видеоряд, приправленный восточной мудростью и глубиной смысла, принёс ему самые престижные кинонаграды.

В 1990 году Куросава получил третьего "Оскара" с формулировкой: "За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире".

В день памяти режиссёра "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку его самых значимых фильмов.

"Пьяный ангел" (1948)

Действие фильма разворачивается в послевоенной Японии. В превращённом в больничку унылом бараке, ведёт приём пациентов врач. Однажды к нему за помощью обращается молодой хулиган, раненный в драке с местными гангстерами. Врач обнаруживает у него туберкулез. Постепенно, доктор привязывается к молодому человеку и старается не только вылечить, но и спасти его от одиночества, отчаяния и пьянства.

Социально-философская драма считается поворотной в творчестве режиссёра. По его собственным словам, именно в этой картине он впервые полностью творчески самореализовался, не будучи скованным навязанными ему установками студии.

Фото: kinopoisk.ru

"Расёмон" (1950)

На суде по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены рассматриваются показания свидетелей и обвиняемых. Четыре рассказа содержат совершенно разные версии произошедшего.

Революционная лента о поиске истины была поставлена по произведениям Рюноскэ Акутагавы "Ворота Расёмон" и "В чаще". В 1950 году картина получила гран-при на фестивале в Венеции и "Оскар" за лучший иностранный фильм. Новаторский не только с точки зрения техники съмки, но и в плане сюжетного повествования, "Расёмон" открыл западному зрителю послевоенное японское кино.

Фото: kinopoisk.ru

"Идиот" (1951)

Куросава перенёс действие романа Фёдора Михайловича Достоевского в послевоенную Японию, дал его героям японские фамилии и слегка изменил сюжет. Например, князь Мышкин – он же Киндзи Камэда – по ошибке был осуждён за военные преступления, а с Парфёном Рогожиным, которого в фильме зовут Дэнкити Акама, он знакомится не в поезде, а на пароходе. При этом основной сюжет романа в целом сохранился, практически все основные линии и персонажи нашли место в версии Куросавы.

Фото: kinopoisk.ru

"Жить" (1952)

Картина, вдохновлённая повестью Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", до сих пор остаётся одним из лучших драматических фильмов в истории.

Начальник отдела городской управы Kандзи Ватанабэ узнаёт, что у него рак желудка и жить ему осталось недолго. Он пытается рассказать об этом своему сыну, но никак не может решиться. Постепенно он понимает, что очень одинок, жизнь его была пустой, скучной и бесполезной, впустую потраченной на дурацкой работе. Ватанабэ снимает со счёта накопленные за 30 лет деньги и уходит в Токийскую ночь...

В этой философской картине Куросава поставил серьёзные вопросы о смысле человеческого существования. Режиссёр словно спрашивает с экрана: "А что вы сделали в своей жизни такого, что осталось бы в сердцах людей?"

Фото: kinopoisk.ru

"Семь самураев" (1954)

Один из самых известных фильмов Куросавы, который мог и не выйти на экраны, поскольку владельцы киностудии считали, что успеха у подобного фильма быть не может. Считается, что именно в этой картине впервые был введён такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Приём, без которого сегодня обходится редкая героическая лента.

Первоначально Куросава намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, заканчивавшемся ритуальным самоубийством из-за небольшого промаха, но сценарий не складывался и режиссёр поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии. Так появился сюжет о самурае, нанявшемся за пищу и жильё защищать крестьян от разбойников.

Фото: kinopoisk.ru

"Трон в крови" (1957)

Куросава задумал фильм по мотивам Шекспировского "Макбета" ещё в конце 1940-х и планировал снимать его сразу после выхода "Расёмона", однако в 1948 году в прокат вышел "Макбет" Орсона Уэллса и режиссёр решил отложить постановку на несколько лет. В итоге у него получилась "самурайская" версия пьесы. Куросава не только уменьшил количество действующих лиц, но и значительно переработал текст, пытаясь совместить традиционные приёмы японского театра Но и западную кинематографическую стилистику.

Фото: kinopoisk.ru

"Телохранитель" (1961)

Именно после знакомства с работами Куросавы в жанре дзидайгэки (фильмы о самураях и кодексе чести бусидо), новую жизнь обрёл и любимый на Западе вестерн. Причем не только в Америке, но и в Европе, а особенно в Италии, где появился родился "спагетти-вестерн". В рамках этого жанра свои ранние фильмы снимал легендарный Серджо Леоне. Картину "За пригоршню долларов" он сделал именно как римейк "Телохранителя".

Фото: kinopoisk.ru

"Дерсу Узала" (1975)

На "Мосфильме" Акира Куросава создал фильм по книге русского путешественника Владимира Арсеньева. Это поэма о вечной и прекрасной природе, о чистых и братских человеческих отношениях, о месте человека в окружающей его действительности. Совместно с советскими кинематографистами и актёрами Куросаве удалось создать сильное, монументальное произведение, принесшее ему очередного "Оскара".

Фото: kinopoisk.ru

"Ран" (1985)

Историческая драма, частично основанная на трагедии Уильяма Шекспира "Король Лир" и посвящённая истории падения видного аристократа Итимондзи Хидэторы, была удостоена премии BAFTA за лучший фильм на иностранном языке и ряда других наград.

Костюмы для фильма создавались вручную на протяжении двух лет, причём дизайн одежды воинов разрабатывал сам Куросава. В общей сложности в фильме было задействовано около 1400 статистов и 200 лошадей.

Фото: kinopoisk.ru

"Сны" (1990)

Потрясающе красивый фильм, состоящий из восьми небольших новелл, затрагивающих темы взаимоотношения человека с окружающим миром, жизнью и смертью, задумывался Куросавой как последний (режиссёр снимал его в возрасте 80 лет), однако после него Куросава снял ещё две картины.

Фото: kinopoisk.ru

amp-next-page separator