В Кусково дали джазу
- Джаз на протяжении ХХ века как только не называли, - говорит профессор Николай Латиас. С ним, доктором математических наук, я познакомился случайно, здесь, на территории фестиваля. На главной сцене настраивается очередной коллектив, а Николай Рудольфович делится воспоминаниями о молодости. - Во времена моей стиляжьей юности это была "музыка толстых", орудие империализма. Ещё одно название - музыка на костях. Пластинки переписывали, используя рентгеновские снимки. Хотя на заре прошлого века, в самой Америке, джаз белому человеку было слушать просто некультурно и его называли "черной музыкой". Но настоящее искусство не может оставаться непризнанным. Я вот считаю, что культурный человек не может не любит Гиллепси или Чарли Паркера. Так вот, джаз из "музыки гетто" стал "музыкой улиц". И не только в штатах. Карнаби-стрит, свингующий Лондон, из этого вырос весь рок-н-ролл. А мы бегали в ДК "Москворечье" на первые джазовые концерты..., - профессор ностальгически улыбается и хлопает себя по карманам в поисках сигареты.
На сцене московская группа Therr Maitz. Англоязычный ню-электро-джаз с элементами эмибиента, лаунжа, трип-хопа (чего там только не услышишь!) в их исполнении звучит свежо и легко, органично дополняя осенний макияж парка Кусково. Латиас курит и задумчиво смотрит куда-то сквозь сцену.
- Это для меня слишком современно. Такая музыка больше моим студентам подходит, - смеется он и тут же осекается. - Хотя нет, так не пишите, а то подумают, что профессор - старый брюзга. Просто я большую часть своей жизни прожил в другом веке. Помните, как у Бродского - он делает немного задумчивое лицо и смотрит на меня в поисках поддержки - фокстрот, соль острот, абажур, кушетка и комбинация. Это мне поближе.
Мы идем к малой сцене. На фестивале, на один день разместившемуся в старинной усадьбе, две сцены: более мейнстримовый Parter и утонченный Аристократ.
- Я здесь немного захватил Арсенал Алексея Козлова. - с мальчишеской гордостью хвастается профессор Латиас. Представляете, я впервые побывал на его концерте в 1964. Наверное даже родители ваши родились позже - улыбается он. - Вот такой я динозавр.
Всего на "усадьбе" выступит с десяток команд, от асов джаза вроде Козлова до молодых исполнителей, причем не только тех, кто исполняет "музыку толстых". Питерская певица Женя Любич, британский эйсид-джаз проект Brand New Heavies и многие другие музыканты.
Программу малой сцены закрывает коллектив Алексея Кондакова - замечательного импровизатора и пианиста. Несмотря на то, что дело идет к вечеру, людей не убавляется, наоборот, становится больше. Мы с профессором прогуливаемся по парку и завороженно слушаем звуки саксофона, которые разносит осенний ветер.
- Я к чему говорю, вот уже почти сто лет прошло, а джаз до сих пор жив. Как только его не называли, представьте из "музыки на костях" стать элитарным искусством! Мой друг в восьмидесятых был на Кубе. И вот, в Гаване, в свободное время, он решил зайти в заведение. Самое ближайшее, оно не было шикарным, понимаете. Место для своих. И вот там сидел у пианино старик, такой же старый, как я сейчас. Коля, мой друг, говорит, что даже его и не заметил сразу. Маленький, сгорбленный. Но когда он начал играть, какую-то импровизацию, с кубинскими мотивами, эта музыка все заслонила, все повернулись и стали слушать. И старик будто помолодел. Вот зачем я пришел, так и запишите - помолодеть. Джаз для меня - это лекарство от старости.
ФОТОГАЛЕРЕЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ГОРОДА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕПраздник шагает по столице! Москва с размахом отмечает 866-й День рождения
Корреспонденты "Вечерней Москвы" все эти выходные будут рассказывать о том, как столичные жители отмечают День города.
7 сентября Москве исполнилось 866 лет - и празднование этого события обещает быть грандиозным. Во всех районах столицы пройдет больше тысячи мероприятий - читателей "Вечерки" ждут прямые включения с самых интересных площадок. (далее...)
Следите за обновлениями на сайте!