Режиссер Борис Караджев: «Мы хотели рассказать правду о жизни Виктора Пелевина»
Раз в год, обычно ближе к осени, Виктор Пелевин выпускает свою новую книгу. Читатели хотели бы с ним встретиться, журналисты - взять у него интервью. Но это абсолютно невозможно. Пелевин не появляется даже на вручении ему литературных премий. А интервью в России не давал, кажется, никогда. Где он живет, с кем дружит, что думает о происходящем в стране? Все это большая загадка, которую решил приоткрыть Борис Караджев в своем полнометражном документальном фильме «Писатель П: попытка идентификации».
Сам Пелевин в фильме, конечно, не появляется. Школьные учителя о нем говорить отказались: может быть, потому что им вспомнить нечего? А вот преподавательница Московского энергетического института, где будущий писатель осваивал профессию инженера, специалиста по электропитанию троллейбусов, сказала в фильме, что Виктор был обычным студентом, учился хорошо, поступил в аспирантуру и даже написал диссертацию, но защищать ее не стал. Наверное, потому что уже тогда начал сочинять свои первые рассказы и вскоре поступил на заочное отделение Литературного института. Руководителю творческого семинара, куда его записали, нечего, как выяснилось, сказать о своем непослушном ученике. А вот его друзьям есть что – и они рассказывают. Про буддизм и Кастанеду, вошедшем тогда в моду, и даже об экспериментах с «легкими» наркотиками.
Понятно, Литературный институт был брошен, и началась, совсем как у Джека Лондона в романе «Мартин Иден», веерная рассылка первых рассказов по журналам. Фантасты тотчас же признали Пелевина своим и, не попади самотеком роман «Омон Ра» в солидный литературный журнал «Знамя», его, может быть, и сейчас бы знали только любители остросюжетного чтива.
«Не мы открыли талант Виктора Пелевина, - говорит главный редактор «Знамени» Сергей Чупринин, - но мы его, как сейчас выражаются, перепозиционировали, то есть дали понять всему читающему сообществу, что перед нами большой, самобытный писатель».
Прозаики Дмитрий Быков, Анатолий Королев, Павел Басинский, издатели и критики в фильме перебивают друг друга, спорят и друг друга дополняют, так что образ писателя собирается будто по кусочкам. Один то заметил, другой – другое, и миф о Пелевине, может быть, впервые уступает место правде о писателе, сделавшем из своей жизни тайну..«Я хотел снять как можно более достоверный фильм о Пелевине, - признался на премьере режиссер Борис Караджев, - но мой замысел тоже оказался некой гипотезой, требующей экспериментальной проверки».
Конечно, по словам режиссера, «прорваться через слои глубоко эшелонированной обороны», которые Пелевин расставил вокруг своей персоны, удалось не всегда и не во всем. Истину о себе знает только сам автор «Жизни насекомых», «Чапаева и пустоты», «GenerationP», но будет ли он смотреть фильм о самом себе – тоже еще большой вопрос.
А вот зрители увидеть этот фильм могут – если будут следить за афишей Центра документального кино, что на Зубовском бульваре. Или если они включат телеканал «Дождь» 22 ноября, в день рождения самого культового и самого загадочного писателя современной России.