8 головокружительных цитат Артюра Рембо
Артюр Рембо - поэт исключительной творческой судьбы. Бунтарь, решивший кардинально изменить весь сложившийся в мире порядок. Писал Рембо недолго. Всего-то четыре года, в возрасте 16-20 лет. Затем он навсегда отказывается от поэзии и перестает сочинять. Однако тот короткий период творчества стал целой эпохой в мировой литературе!
Шарлевиль, где родился поэт, представлял собой захолустный провинциальный городок на северо-востоке Франции. Отец Артюра Рембо, пехотный офицер, служил в Алжире, мать была из зажиточной крестьянской семьи. В доме все, вплоть до мелочей, было подчинено строгому порядку. Например, когда мать ходила с детьми в церковь или на прогулку, то они должны были идти попарно, впереди сестры Витали и Изабель, за ними братья Фредерик и Артюр, шествие замыкала госпожа Рембо; независимо от погоды полагалось брать с собой зонтики. На Артюра возлагались большие надежды. В раннем детстве он был послушен, прилежен и блестяще учился.
Однако в душе мальчика постепенно зрел протест. И в шестнадцать лет он впервые ушел из дома. В 1871 году участвует в восстании Парижской коммуны. Позже Артюр скажет про себя так: «Я тот, кто страдает и кто взбунтовался». Это был тотальный бунт – против всего. Против общепринятых «норм морали», «здравого смысла», «законов разума», семьи, общества. И, конечно, не в последнюю очередь, против себя.
В 17 лет Рембо знакомится с поэтом Полем Верленом. Вскоре Верлен бросает свою семью, жену и ребенка, и уезжает вместе с Рембо в Лондон. Они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе после того, как Верлен во время очередной ссоры простреливает Рембо запястье.
Расставшись с Верленом, Артюр Рембо перестает писать. Впереди его ждут долгие годы опасных странствий; около десяти лет он будет служить торговым агентом в Эфиопии. И ни одной поэтической строки за все это время! Тяжело заболев, Рембо возвращается во Францию, где умирает в госпитале в возрасте 37 лет.
Поэтическая слава Рембо тем временем только растет. Он не только первым во Франции создал новую форму стихосложения – верлибр, но и открыл возможности «темной» поэзии, которая не описывает и не рассуждает, но проникнута таинственными музыкальными образами.
Поэт, по мысли Рембо – это ясновидец, который «говорит о неясном не ясно». В знаменитых прозаических произведениях «Озарения» и «Одно лето в аду» Рембо отказывается от всякой логики. Вместо логики – музыка фразы и свободный полет фантазии. Все предметы словно вовлекаются в бесконечный «карнавальный» хоровод. Стараясь прикоснуться к «неведомому», Рембо открывает опыт «сверхъестественного озарения». Так он показывает, что мироздание – это нечто гораздо большее, чем привычная видимая действительность.
Ощутим вихрь поэтической мысли Рембо, которая ярко заявляет о себе даже в прозаических произведениях. "Вечерняя Москва" предлагает подборку известных цитат из книг прозы Рембо «Озарение» и «Одно лето в аду».
1. Между колоколен протянул я канаты, между окон протянул гирлянды, от звезды к звезде – золотые цепи, и вот я танцую. «Озарения. Фразы».
2. Когда мы очень сильны, – кто отступает? Когда мы веселы очень, – кто хохотать начинает? Когда мы очень свирепы, – что поделаешь с нами? Наряжайтесь, танцуйте, смейтесь! Я никогда не смогу прогнать Любовь за порог. «Озарения. Фразы».
3. Летнюю зарю заключил я в объятья. На челе дворцов ничто еще не шелохнулось. Вода была мертвой. Густые тени не покидали лесную дорогу. Я шел, пробуждая от сна живые и теплые вздохи; и драгоценные камни смотрели, и крылья бесшумно взлетали. «Озарения. Заря».
4. Он – это нежность и сегодняшний день, потому что он двери открыл для пенистых зим и для летнего шума и чистыми сделал еду и напитки, и потому что в нем прелесть бегущих мимо пейзажей и бесконечная радость привалов. Он – это нежность и завтрашний день, и мощь, и любовь, которую мы, по колено в ярости и в огорченьях, видим вдали, в грозовых небесах, среди флагов экстаза. «Озарения. Гений».
5. И меня устрашает зима, потому что зима – это время комфорта. «Одно лето в аду».
6. Жизнь – это фарс, который играют все. «Одно лето в аду».
7. Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. «Одно лето в аду».
8. Осень уже! – Но к чему сожаленья о вечном солнце, если ждет нас открытие чудесного света, – вдали от людей, умирающих в смене времен. «Одно лето в аду».