8 знаменитых шедевров Пабло Пикассо

Развлечения

Творчество мастера оказало исключительное влияние на развитие искусства ХХ и ХХI веков. "Пикассо пришёл в этот мир, чтобы хорошенько встряхнуть его, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами", - писал о нём Рафаэль Альберти.

Родился будущий художник в городе Малага в семье учителя рисования, который с раннего детства приобщал мальчика к искусству. Уже в семь лет ему доверяли дописывать лапки голубям на картинах учителя. По легенде, отец был так поражен техникой сына, что вручил ему свою палитру с кистями и сказал: "Теперь я навсегда бросаю живопись".

В возрасте 14 лет Пабло поступил в школу изящных искусств в Барселоне, затем перешёл в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Несмотря на то, что она по праву считалась самой передовой художественной школой в Испании, юноша проучился там меньше года – его не устраивал царящий в академии консерватизм. Творчество великих мастеров он стал изучать самостоятельно – в то время Пикассо особенно впечатляли полотна Веласкеса, Гойи и Эль Греко. Юный художник интересовался абсолютно всем – от культуры финикийцев и египтян до японской гравюры. Уже ранние его работы поражали своим профессионализмом - за картину "Знание и милосердие" (1897) он получил золотую медаль, а в 1898 году состоялась его первая выставка в Барселоне.

Художник постоянно находился в поиске новых форм художественной выразительности. "Успех таит в себе опасность. Начинаешь копировать себя, а это – ещё более опасно, чем копировать других. Это приводит к бесплодности", - говорил он.

За отведённый ему 91 год мастер написал порядка 20 тысяч работ, каждую из которых отличает свой собственный, неповторимый художественный язык. В творчестве Пикассо принято выделять несколько периодов: ранний, "голубой", "розовый", "африканский", кубизм, "классический, сюрреализм, война и поздний. "Вечерняя Москва" предлагает Вашему вниманию восемь известных картин мастера, отражающих разные периоды его творческого поиска.

"Трагедия" (1903)

Работы, созданные между 1901 и 1904 годами, относят к "голубому" периоду. Художник считал, что голубой – это "цвет всех цветов". В этот период он писал измождённых матерей с детьми, рабочих, слепых и нищих. "Кто грустен, тот искренен" – пояснял Пикассо. Депрессивные мотивы в творчестве художника возникли после самоубийства его лучшего друга Карлоса Касагемаса. На картине изображена семья бедняков на берегу моря. Их скорбные лица, опущенные глаза и сведённые вперёд плечи выражают глубину переживаемого ими горя.

Полотна Пикассо сотрясают аукционы современного искусства и будоражат воображение самых дерзких музейных грабителей / Фото: 12thstreetonline.com

"Девочка на шаре" (1905)

"Розовый" период добавил в палитру художника охристую, розовую и тёплую серебристо-золотистую гамму. Картины стали более жизнерадостными, появилась пространственная глубина. Картина "Девочка на шаре" является центральным произведением этого периода. Хрупкая гимнастка пытается удержать равновесие, стоя на шаре. Силач, погружённый в собственные мысли, смотрит в сторону. Художник играет на контрасте и балансе форм и линий: тяжёлого и легкого, устойчивого и шаткого, статичного и динамичного. Полотно обладает волшебным свойством: из него невозможно удалить ни один элемент – иначе вся композиция рассыплется. Стоит закрыть мощную фигуру атлета, как девочка потеряет равновесие. А если удалить гимнастку, силач словно срастётся с кубом в монолитную глыбу. Соединение геометрических предметов и человеческих фигур – это пролог к совершенно новым формам и пластике, которые скоро проявятся в кубизме.

Фото: wikipedia.org

"Портрет Гертруды Стайн" (1906)

В 1906 году художественная манера Пикассо резко меняется. Он заинтересовался африканской культурой, увидев в грубой красоте негритянских масок и скульптур чувственную простоту форм. Картины этого периода отличаются монументальностью и тяжеловесной трактовкой образов. "Портрет Гертруды Стайн" мастер переписывал около 80 раз и в итоге в ярости заявил своей модели: «Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас!» Картина была закончена после некоторого перерыва, поездок в Андорру и Госоль.

Фото: wikipedia.org

"Авиньонские девицы" (1907)

Эта работа считается отправной точной современного искусства. Над этой картиной Пикассо работал больше года. Художник создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объектов, изломанных острыми углами. В работе показан не облик девушек, а конструкция, внешняя форма. Публика была шокирована. Даже друзья не приняли это скандальное произведение. Но вскоре именно оно будет названо первым шагом на пути к кубизму.

Фото: wikipedia.org

"Портрет Ольги в кресле" (1917)

Весной 1917 года в жизни и творчестве Пикассо вновь происходят перемены. Он начинает работать над декорациями к "Русскому балету" Дягилева и одновременно знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала его первой женой. В этот период художник возвращается к изобразительным приемам классического искусства. В портрете "Ольги в кресле" он тонко передает загадочность русской души некоторыми точными деталями: бледная кожа модели, ее неопределенная поза – то ли сидит, то ли стоит – отрешенный взгляд. Оригинальна манера исполнения: игра объёмов брошена на плоский фон, отчего женщина словно парит в пространстве.

Фото: wikipedia.org

"Сон" (1932)

В 1925 году Пикассо познакомился с творчеством сюрреалистов. В картине «Сон» он использовал приём совмещения фаса и профиля, создав тем самым иллюзию меняющегося ракурса. Линии, прописанные плавно и округло, подчёркивают не только женственность, но и блаженство, которое испытывает во сне молодая красивая женщина.

Фото: wikipedia.org

"Герника" (1937)

26 апреля 1937 маленький городок Герника на севере Испании был практически стёрт с лица земли немецкой авиацией. Этот город считался священным и сохранял редчайшие памятники старинной культуры… Пикассо так потряс факт нападения на тихий город с мирными жителями, что он воплотил свой гражданский гнев в грандиозном произведении длиной почти восемь метров и шириной более трёх метров.

Работа монохромна. По-другому она и не могла быть написана, иначе все полотно пришлось бы залить кровью. Это черно-белая хроника страшного события. Действие происходит в изолированном помещении, где вместе оказались люди и животные. Отдельные фрагменты действия сливаются в общий хаос боли и отчаяния. Уже в оккупированном фашистами Париже Пикассо был вызван в гестапо и на вопрос о "Гернике": "Это вы сделали?", он ответил: "Нет, это сделали вы".

Фото: wikipedia.org

"Радость жизни" (1946)

После падения фашизма живопись Пикассо вновь обретает яркие краски. Картина "Радость жизни" создаёт атмосферу языческой идиллии. Фавн и кентавр играют на свирелях, танцует обнаженная полногрудая женщина, вокруг прыгают радостные козлята. В этом полотне также, как и в других, воплотилось творческое кредо художника: "Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу".

Фото: wikipedia.org

amp-next-page separator