8 знаменитых шедевров Пабло Пикассо
Творчество мастера оказало исключительное влияние на развитие искусства ХХ и ХХI веков. "Пикассо пришёл в этот мир, чтобы хорошенько встряхнуть его, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами", - писал о нём Рафаэль Альберти.
Родился будущий художник в городе Малага в семье учителя рисования, который с раннего детства приобщал мальчика к искусству. Уже в семь лет ему доверяли дописывать лапки голубям на картинах учителя. По легенде, отец был так поражен техникой сына, что вручил ему свою палитру с кистями и сказал: "Теперь я навсегда бросаю живопись".
В возрасте 14 лет Пабло поступил в школу изящных искусств в Барселоне, затем перешёл в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Несмотря на то, что она по праву считалась самой передовой художественной школой в Испании, юноша проучился там меньше года – его не устраивал царящий в академии консерватизм. Творчество великих мастеров он стал изучать самостоятельно – в то время Пикассо особенно впечатляли полотна Веласкеса, Гойи и Эль Греко. Юный художник интересовался абсолютно всем – от культуры финикийцев и египтян до японской гравюры. Уже ранние его работы поражали своим профессионализмом - за картину "Знание и милосердие" (1897) он получил золотую медаль, а в 1898 году состоялась его первая выставка в Барселоне.
Художник постоянно находился в поиске новых форм художественной выразительности. "Успех таит в себе опасность. Начинаешь копировать себя, а это – ещё более опасно, чем копировать других. Это приводит к бесплодности", - говорил он.
За отведённый ему 91 год мастер написал порядка 20 тысяч работ, каждую из которых отличает свой собственный, неповторимый художественный язык. В творчестве Пикассо принято выделять несколько периодов: ранний, "голубой", "розовый", "африканский", кубизм, "классический, сюрреализм, война и поздний. "Вечерняя Москва" предлагает Вашему вниманию восемь известных картин мастера, отражающих разные периоды его творческого поиска.
"Трагедия" (1903)
Работы, созданные между 1901 и 1904 годами, относят к "голубому" периоду. Художник считал, что голубой – это "цвет всех цветов". В этот период он писал измождённых матерей с детьми, рабочих, слепых и нищих. "Кто грустен, тот искренен" – пояснял Пикассо. Депрессивные мотивы в творчестве художника возникли после самоубийства его лучшего друга Карлоса Касагемаса. На картине изображена семья бедняков на берегу моря. Их скорбные лица, опущенные глаза и сведённые вперёд плечи выражают глубину переживаемого ими горя.
"Девочка на шаре" (1905)
"Розовый" период добавил в палитру художника охристую, розовую и тёплую серебристо-золотистую гамму. Картины стали более жизнерадостными, появилась пространственная глубина. Картина "Девочка на шаре" является центральным произведением этого периода. Хрупкая гимнастка пытается удержать равновесие, стоя на шаре. Силач, погружённый в собственные мысли, смотрит в сторону. Художник играет на контрасте и балансе форм и линий: тяжёлого и легкого, устойчивого и шаткого, статичного и динамичного. Полотно обладает волшебным свойством: из него невозможно удалить ни один элемент – иначе вся композиция рассыплется. Стоит закрыть мощную фигуру атлета, как девочка потеряет равновесие. А если удалить гимнастку, силач словно срастётся с кубом в монолитную глыбу. Соединение геометрических предметов и человеческих фигур – это пролог к совершенно новым формам и пластике, которые скоро проявятся в кубизме.
"Портрет Гертруды Стайн" (1906)
В 1906 году художественная манера Пикассо резко меняется. Он заинтересовался африканской культурой, увидев в грубой красоте негритянских масок и скульптур чувственную простоту форм. Картины этого периода отличаются монументальностью и тяжеловесной трактовкой образов. "Портрет Гертруды Стайн" мастер переписывал около 80 раз и в итоге в ярости заявил своей модели: «Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас!» Картина была закончена после некоторого перерыва, поездок в Андорру и Госоль.
"Авиньонские девицы" (1907)
Эта работа считается отправной точной современного искусства. Над этой картиной Пикассо работал больше года. Художник создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объектов, изломанных острыми углами. В работе показан не облик девушек, а конструкция, внешняя форма. Публика была шокирована. Даже друзья не приняли это скандальное произведение. Но вскоре именно оно будет названо первым шагом на пути к кубизму.
"Портрет Ольги в кресле" (1917)
Весной 1917 года в жизни и творчестве Пикассо вновь происходят перемены. Он начинает работать над декорациями к "Русскому балету" Дягилева и одновременно знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала его первой женой. В этот период художник возвращается к изобразительным приемам классического искусства. В портрете "Ольги в кресле" он тонко передает загадочность русской души некоторыми точными деталями: бледная кожа модели, ее неопределенная поза – то ли сидит, то ли стоит – отрешенный взгляд. Оригинальна манера исполнения: игра объёмов брошена на плоский фон, отчего женщина словно парит в пространстве.
"Сон" (1932)
В 1925 году Пикассо познакомился с творчеством сюрреалистов. В картине «Сон» он использовал приём совмещения фаса и профиля, создав тем самым иллюзию меняющегося ракурса. Линии, прописанные плавно и округло, подчёркивают не только женственность, но и блаженство, которое испытывает во сне молодая красивая женщина.
"Герника" (1937)
26 апреля 1937 маленький городок Герника на севере Испании был практически стёрт с лица земли немецкой авиацией. Этот город считался священным и сохранял редчайшие памятники старинной культуры… Пикассо так потряс факт нападения на тихий город с мирными жителями, что он воплотил свой гражданский гнев в грандиозном произведении длиной почти восемь метров и шириной более трёх метров.
Работа монохромна. По-другому она и не могла быть написана, иначе все полотно пришлось бы залить кровью. Это черно-белая хроника страшного события. Действие происходит в изолированном помещении, где вместе оказались люди и животные. Отдельные фрагменты действия сливаются в общий хаос боли и отчаяния. Уже в оккупированном фашистами Париже Пикассо был вызван в гестапо и на вопрос о "Гернике": "Это вы сделали?", он ответил: "Нет, это сделали вы".
"Радость жизни" (1946)
После падения фашизма живопись Пикассо вновь обретает яркие краски. Картина "Радость жизни" создаёт атмосферу языческой идиллии. Фавн и кентавр играют на свирелях, танцует обнаженная полногрудая женщина, вокруг прыгают радостные козлята. В этом полотне также, как и в других, воплотилось творческое кредо художника: "Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу".