3 известные вариации на тему рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Настоящая фамилия писателя вовсе не двойная: приставку "Сибиряк" он прибавил к ней, когда занялся литературной работой. Сейчас кажется, что обе части его псевдонима оказались "говорящими".
Произведения Мамина-Сибиряка, написанные для взрослых, связаны в основном с жизнью Сибири и Урала, с жизнью работников золотых приисков, местных купцов и капиталистов. Но и в смысле известности он тоже – Сибиряк. По-настоящему помнят и любят его "взрослые" произведения писателя основном на востоке страны. На Урале вручают литературную премию имени Мамина-Сибиряка, в Нижнем Тагиле его именем назван театр, в Екатеринбурге – улица, в этом же городе есть его дом-музей. Но вот говорить о его популярности на всей территории России рискованно. По-настоящему известен разве что роман "Приваловские миллионы" (1883), по нему в 1972 году сняли фильм. Но кто может навскидку вспомнить хотя бы одного героя этого романа или фильма?
Настоящая фамилия писателя – Мамин – тоже оказалась символичной. В 1892 году его гражданская жена скончалась от родов, на руках Дмитрия Наркисовича осталась болезненная дочка. Мамин определил цель своей жизни: "Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив..." Он добился признания родительских прав и заменил Алёнушке маму. Елена Мамина умерла в 1914 году, в 22 года, от туберкулеза. К счастью, отец этого не увидел: он скончался за 2 года до этого, в 1912 году.
Именно Алёнушке посвящены произведения Мамина-Сибиряка, которые принесли ему поистине всенародную известность – детские сказки. И самая известная из них – конечно же, "Серая Шейка" (1893). Трогательная притча об уточке с покалеченным крылом, которую семья осенью не может взять с собой в тёплые края. Маме невыносимо бросать дочку, но её долг - быть с другими детьми. Уточка плавала в полынье, которую с каждым днём все сильнее затягивало льдом – и всё ближе подбиралась к ней Лиса… В первом варианте, опубликованном в журнале "Детское чтение", конец был реалистичным и грустным: "Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замерзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев..." Однако узнав, что маленькие читатели обливаются слезами над рассказом, Мамин-Сибиряк сжалился над ними и над уточкой: в последний момент охотник застрелил Лису и забрал Серую Шейку домой, к своим внукам: "Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь..."
Получилась притча о смерти, страхе, одиночестве, оправданном предательстве. Однако за 120 лет, прошедшие со дня публикации сказки, многие взглянули на неё другими глазами и восприняли её сюжет иначе. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных интерпретаций "Серой Шейки".
1. Мультфильм "Серая Шейка" (режиссеры: Владимир Полковников и Леонид Амальрик, 1948) выдержан в духе советской морали. Если в книге уточка стала калекой случайно (Лиса подкралась к выводку и пыталась утащить её), в мультфильме она пострадала, совершая геройский поступок: бросившись на защиту Зайца. Получается проповедь мужества и товарищества. Зайцы тоже не остались в долгу: приносили уточке поесть, а когда полынья замерзла, помогли ей спастись. Они увели Серую Шейку в лес, а там Глухарь снова выучил её летать. Прямо как в "Повести о настоящем человеке": увечье для героя не помеха. Весной, во время ледохода, Серая Шейка заманила Лису на реку и стала перелетать со льдины на льдину. Хищница погналась за нею и в конце концов не рассчитала расстояние… Правильно, если враг не сдается, его уничтожают, нельзя оставлять Зло существовать в мире. Кстати, никаких людей в мультике нет, животные справляются своими силами.
[OBJ Мультфильм "Серая Шейка" (1948)]
2. В песне Вероники Долиной "Серая Шейка" (1979) всё даже безнадежнее, чем у Мамина-Сибиряка. "Какие тут шутки,/ Когда улетает семья?/ Последствия жутки – Об этом наслышана я (…)/ – Судьба не копейка! – / Мне здешние птицы твердят./ Я Серая Шейка!/ Пускай меня лисы съедят". Многие воспринимают эту песню как намек на актуальную в то время тему эмиграции из СССР и на судьбу "невыездного" человека, который не может последовать за семьёй.
[OBJ Вероника Долина - Серая Шейка (концерт в Хьюстоне, 1997)]
3. Пьесу Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой "Серая Шейка" (1989) ставят во многих профессиональных театрах, а ещё авторы используют её в своем курсе "драматической психоэлевации". Этот метод предназначен для детей, имеющих психологические проблемы (застенчивость, агрессивность, конфликтность и пр.) – они лечатся участием в кукольных спектаклях, когда приходится примерять на себя различные роли. Медведеву и Шишову беспокоит, что сейчас все больше детей желают сыграть в спектакле отрицательную роль. "Мы раньше регулярно сталкивались с нежеланием детей играть злодейку Лису, – пишут авторы. – Приходилось по-лисьи хитрить, выдумывать аргументы типа: "Ты такой талантливый актёр, покажи класс!" или: "Только очень большая актриса, будучи хорошим человеком, способна изобразить злодейку". Но в самое последнее время картина принципиально изменилась. Теперь не успеваем мы при чтении пьесы вслух дочитать её до конца, как сразу несколько ребят выкрикивают: "Можно я буду Лисой? Отдайте мне Лису! Нет, мне!". Это недобрый знак: зло становится в детских глазах притягательным. Кстати, Лиса произносит значимую реплику, которой не было в рассказе: "Радоваться должна, что я тебя съем. Какая это жизнь? В холоде, в голоде, да с одним крылом". Для авторов слова злодейки – выражение жестокой современной морали, которая проповедует безжалостность к слабым и увечным (например, проповедует эвтаназию). В целом пьеса Медведевой и Шишовой ближе к советскому мультфильму, чем к оригинальной сказке, но, по сравнению с мультиком, мягче. Лису оставляют в живых. Авторы вспоминают, что на этом в свое время настоял цензор Министерства культуры: мол, негоже показывать детям, особенно возбудимым, убийство, пусть и отрицательного персонажа: "Одно дело читать, а другое видеть на сцене. У детей могут возникнуть страхи". "Пришлось оставить злодейку-лису в живых (о чём теперь, имея немалый опыт работы с нервными детьми, мы нисколько не жалеем)", – пишут Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Так же, как в советском мультике, уточке помогают зайцы: они заманивают охотника к озеру, рискуя жизнью. Для детей это должно быть поучительным, помочь избавить от страхов, пробудить сострадание: "бывает, что за другого боишься еще больше, чем за себя".