Владимир Машков: Нормальный человек тот, у кого есть совесть и ответственность
Владимир Машков: Готов всем простить любую неправду обо мне
27 ноября Владимиру Львовичу – пятьдесят. Испытывая к нему огромную симпатию, а также благодарность за то, что он никогда не отказывал газете в комментариях, мы спешили поговорить с ним перед юбилеем.
Но фраза «Времени нет!» - пугала. И он это время нашел. Интервью состоялось – почти бегом, по дороге в Московский Художественный театр, куда актер спешил на репетицию спектакля... накануне юбилея.
- Владимир Львович, начнем с одной из последних ваших работ, полюбившихся зрителям. Говорят, Сергей Урсуляк изначально не видел вас в роли Давида Гоцмана, потому что ему представлялся актер более физически мощный, не такой брутальный и красивый… Но якобы вы попросили дать вам возможность доказать, что роль Давида Гоцмана - ваша?
- Ни одной роли я не просил. Вообще стараюсь не прибегать к просьбам. Как там у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»?
- Каждый новый сериал сравнивают с «Ликвидацией», полюбившейся всем: и юнцу, и строгому критику. На ваш взгляд, в чем успех «картины маслом»?
- В команде… Была хорошая команда, заинтересованная в результате, и... получилось!
- От самых строгих критиков нередко слышала: «Только за роль Гоцмана в «Ликвидации» Владимиру Машкову можно ставить памятник».
- Памятник и поставили, правда, не мне, а моему герою — Давиду Гоцману, в Одессе. Так что, все есть.
- Не было ли у вас спортивного азарта – после блестящей роли Толяна в фильме «Вор», за которую вас пригласили в Голливуд, сыграть его антипода – Давида Гоцмана? Причем Толян и Давид – противоположности во всем?
- Я играл профессионалов своего дела, «профи». Но при этом хотелось показать, что ничто человеческое не чуждо ни вору, ни начальнику уголовного розыска.
- А у вас какое понимание человечности?
- Каждый должен отвечать за свои поступки. Всегда можно найти и причину, и оправдание. Мой учитель — Олег Павлович Табаков нередко повторял фразу: «Запомните, жизнь живем набело, без черновиков». А это означает, что с самого начала пути надо меньше совершать ошибок. Разумеется, все мы не без греха, и на ошибках учимся, но все же лучше думать.
- Неоднократно от вас слышала — «нормальный человек»? Какой смысл вкладываете в это определение?
– Есть люди — нормальные и ненормальные... Правда, иногда смотришь на человека, и он кажется нормальным, а потом нечто такое сделает, и сомневаешься в его нормальности. Нормальный человек тот, у которого есть совесть и чувство ответственности. Нормальный человек не подведет другого, не подставит... Хотя сегодня, увы, даже самые, казалось бы, адекватные люди подставляют коллег, друзей, даже своих близких.
– Женщины тоже ходят в этот отряд, за который надо отвечать?
– Все, что пишут о моей личной жизни в прессе, - откровенная ложь — от начала и до конца. Но желания что-то комментировать у меня нет. Если люди не понимают, разве объяснишь? Готов всем простить любую неправду обо мне. Только, пожалуйста, не надо трогать близких мне людей, которым больно читать все вранье.
- Вы сейчас восстанавливаете спектакль на сцене МХТ «Номер 13» со студентами четвертого курса Школы-студии «МХАТ»? На ваш взгляд, современная молодежь отличается от той, что была прежде?
- В каждом молодом человеке пытаюсь увидеть хорошее. Часто ведь обращают внимание только на внешнюю сторону, на одежду, на дерзкое поведение, не нормативную лексику, и на основании этого делают выводы о человеке. На своем личном примере я знаю, что за внешней колючестью могут скрываться и душа, и порядочность, и чистота... Для меня достаточно посмотреть молодому человеку в глаза, чтобы все понять.
– Многие парни, мечтающие об актерском пути, видят в вас учителя, наставника. Нынешней молодежи нужны не просто хорошие педагоги, а кумиры, и вы знаете, что это так?
– Учитель — самое высокое звание. Учитель — как папа, как мама — на всю жизнь. Всем, что есть у меня сегодня, я благодарен своему учителю — Олегу Павловичу Табакову. Если осознаю что смогу стать если не таким Учителем, как он, то хотя бы учителем, за которого Олегу Павловичу будет не стыдно, - возможно, и займусь педагогикой?
– Расскажите, пожалуйста, как проходят репетиции спектакля «Номер 13»? Довольны ли вы новыми артистами?
– Простите, но я никогда не говорю о работе, пока ее не увидел зритель.
– Что еще не делаете «никогда»?
– Стараюсь не делать поспешных выводов о человеке, не выслушав его, не посмотрев ему в глаза... И всегда стараюсь представить себя на месте другого человека.
– Где будете праздновать юбилей?
– На работе. Так получается, что каждый День рождения я отмечаю или на съемках фильма, или на сцене...
– На пресс-конференции фильма «Кандагар», куда вы прилетели прямо из Лос-Анджелеса, сказали следующее: «Я занимаюсь исключительно своей профессией, и только профессией!». Означает ли это, что у вас и личной жизни нет, и бизнеса?»
- Повторяю, что сказал журналистам на премьере фильма «Кандагар»: «Я занимаюсь только своей профессией, исключительно профессией».
- А еще вы много занимаетесь благотворительностью, и помогаете другим людям, в том числе, и материально, не так ли?
- Просто помогаю, но говорить об этом не считаю нужным. Зачем?
- Владимир Львович, почему ваши поклонники ничего не знают о ваших вкусах, хобби? Например, от режиссера Алексея Учителя мне стало известно, что вы увлекаетесь фотографией, более того, фотографируете всех и вся на съемках?
- Фотографирую, и что?! Мой учитель Олег Павлович устами своего знаменитого героя сказал о всех увлечениях философски: «Подумаешь, я еще и вышивать могу, и на машинке тоже». А если серьезно, то люди часто путают актера с его героями... А чтобы увлечения Владимира Машкова невольно не перекладывали на моих героев, я стараюсь о них не распространяться. А поклонники знают обо мне все.
- И друзья?
- И друзья все знают. Но никому ничего не расскажут.
- Никто не знает — на какой машине вы ездите, одежду какой марки носите? Даже не знают — где вы живете — в Америке или в России?
- Машины, вещи, деньги — не самое главное в жизни. Зачем же об этом, не главном, знать? Живу я - в России, в Москве. Работаю режиссером в Московском Художественном театре имени Чехова.
- Вы — внимательный человек? Один ваш партнер сказал мне: «Владимир Машков — неравнодушный человек».
- Внимательный и неравнодушный — разве не синонимы?
- Наверняка, каждый день вам поступают предложения о новых ролях, режиссерских работах? Допустим, выпускник режиссерского факультета ВГИКа хочет снять вас в главной роли, как он может вам это сказать?
- Прислать сценарий на мой электронный адрес. Если он, действительно, хочет, то найдет и адрес, и меня. Пусть ищет.
- Один молодой человек после вашего интервью на одном из главных телевизионных каналов сделал вот такой вывод: «Мне кажется, что Владимир Львович над всеми прикалывается?!»
- Пошутить, конечно, люблю. Но человек я — серьезный. И всегда был серьезным. Даже тогда, когда в мою серьезность никто не верил. Просто хочется, чтобы было красиво, и немного радостно... А еще я очень люблю Олега Ивановича Янковского, и часто стараюсь (разумеется, про себя) повторять фразу одного из героев Олега Янковского: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
- Олег Табаков назвал вас «максималистом». А чаще вы говорите «да» или «нет»?
- Разумеется, «да». «Да», я приглашаю вас на премьеру моего спектакля «Номер 13» в Московский Художественный театр.
Самые яркие роли на сцене и в кино
На театральных подмостках Владимир Машков особенно запомнился ролями в спектаклях «Матросская Тишина», «Ревизор» (в роли Городничего), «Миф о Дон Жуане», «Механическое пианино» и «Анекдоты» .
В кино актер дебютировал в 1989 году в короткометражке «Зверь ликующий». Затем снялся в нескольких десятках картин, особенно запомнившись ролями в фильмах «Лимита», «Американская дочь», «Вор», «Две луны, три солнца», «Мама», «Русский бунт», «Давай сделаем это по-быстрому», «Олигарх», «Идиот», «Статский советник», «Ликвидация», «Кандагар», «Край».
Огромной популярностью пользовался и сериал, показанный по телевидению в этом месяце, — «Пепел», где актер сыграл Игоря Петрова, бывшего капитана Красной армии.
В 2010 году Владимир Машков получил звание народного артиста России.
Коллеги о Владимире Машкове
Олег Табаков, режиссер, педагог:
— Володя Машков в 26 лет играл старика Абрама Шварца в спектакле «Матросская Тишина», так что исключительно блестящей техникой эмоции, чувства, страдания «не выстроишь». Поверьте, Машков создавал образ пожилого человека, отца, «изнутри», доставая материал из души, и это дорого стоит. Володя — максималист в хорошем смысле.
Горжусь своим учеником.
Карен Шахназаров, режиссер, руководитель «Мосфильма»:
— Володя в моем фильме «Американская дочь» сыграл главную роль, причем роль дорогую для меня. Я доверил Машкову очень личную историю. Я внимательно слежу за его творчеством и вижу, что за эти годы он очень вырос. Это хороший человек и выдающийся артист.
Буду счастлив, если судьба даст нам возможность вновь встретиться на съемочной площадке.
Алексей Учитель, режиссер:
— Бывало, что во время съемок фильма «Край» Володя отказывался ужинать, полагая, что в это время голоден его герой — Игнат. Актер дышал, ходил, любил, как мог это делать Игнат. Если это была видимость, то Машков создавал ее на очень тонком уровне.
Это даже не мастерство перевоплощения, которым актер владеет превосходно, а что-то большее!