3 творческие составляющие феномена Уильяма Блейка

Развлечения

Блейк традиционно относится к одним из первых романтиков в английском и европейском искусстве. Однако его творчество слишком многогранно, чтобы судить о нём только в рамках раннего романтизма. В нём можно прочесть черты и более поздних стилей – прерафаэлитов, модернистов, символистов, сюрреалистов. Оно словно бы стоит над временем, и невозможно связать его с каким-то одним направлением.

Интерес представляет и загадочная личность самого художника, которого современники считали чудаком, а его работы называли "внушёнными дьяволом", видя в них смутные пророчества чего-то страшного и непонятного им. Сам мастер заявлял: "Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле".

"Вечерняя Москва" попыталась разобраться в основных творческих составляющих "феномена Уильяма Блейка".

МИСТИК и ВИЗИОНЕР

Свободомыслие и мистицизм взглядов Блейк впитал с младых ногтей. В семье мелкого, но достаточно просвещённого лондонского лавочника из Сохо, где рос мальчик, беседы за чаем на популярные тогда темы пророчеств и духовных откровений были обычным делом. Особенно в семье интересовались работами шведского христианского мистика Эммануила Сведенборга. Именно в ходе дискуссии об идеях Сведенборга совсем ещё маленький мальчик услышал пророчество, глубоко запавшее ему в душу: старому миру приходит конец, грядёт новый мир, который должен наступить в 1757 году и начиная с которого все старые религиозные системы распадутся, как карточный домик, и на земле наступит эра нового Иерусалима. Впечатлительный Уильям не мог не соотнести предсказание с собственной датой рождения. Тогда же у него начали появляться первые видения, что усилило ощущение собственного особого предназначения и собственной великой миссии. В последующие годы Блейк называл свои видения посещениями Эдема.

Первое видение он описал так: "Бог приблизил свое чело к одному из окон нашего дома". Удивительно, что ребёнку было на тот момент всего четыре года. Помимо лика Божьего за окном, ему впоследствии являлись небесные ангелы, сидящие на дереве, чьи блестящие крылья просвечивали сквозь листву, и сам пророк Иезекииль, сидевший посреди лужайки на зеленой траве.

Родители списывали видения на огромную силу воображения и яркую фантазию мальчика. С ходом времени она только развивалась. Этому способствовало и то, что с 10 лет Уильяма, научившегося читать и писать, забрали из школы, и образование ему давала мать. Богатое воображение значительно способствовало совершенствованию в нём тех наклонностей, которые впоследствии приняли форму его великого призвания.

Мистические взгляды и визионерские откровения он пронёс с собой на протяжении всего творческого пути. Более того, Блейк дал начало визионерскому искусству (от слова "visio"), вдохновлённому видениями, снами, галлюцинациями и различного рода откровениями, полученными художником в момент создания произведения. Именно мистическими видениями навеяны многие поэтические и художественные образы Блейка. Стараясь придать зримый облик необычным, фантастическим героям, возникающим у него в голове, он старался освободить сознание от всех условностей. Отсюда расхождение с традиционными английскими представлениями об искусстве и литературе, с общепринятыми догмами и моралью, в особенности на раннем этапе его творчества.

ХУДОЖНИК и ГРАВЁР

Ещё в детстве Блейк, получавший образование на дому, увлёкся рисованием. Родители поощряли это: отец специально приобретал для него рисунки и гравюры с греческими сюжетами, которые мальчик искусно перерисовывал. Именно в гравюре впоследствии наиболее ярко проявился талант Блейка-художника. Родители отдали мальчика на уроки живописи, а в 15-летнем возрасте он стал учеником гравёра Джеймса Бэзира. К концу обучения, к 21 году, Блейк стал профессиональным гравёром. В 1778 году молодой человек поступил в знаменитую Королевскую Академию художеств.

Блейк был приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения. Не поддаваясь новым течениям и не признавая "пятнистых и смазанных демонов" новой живописи, он выбирал чистые контурные линии и тщательную прорисовку образов. Его вдохновляли легенды древних бриттов, искусство готики, картины и фрески классических итальянских художников – Микеланджело и Рафаэля. В 1782 году Блейк женился на Кэтрин Бушер, ставшей его музой и подругой до конца дней. Он научил неграмотную, но невероятно милую девушку, читать и писать. Хоть у них и не было детей, они жили в полной гармонии друг с другом. Кэтрин стала его помощником во всём, среди невзгод и неудач не давая угаснуть вдохновению в душе мужа и помогая в печати его иллюстраций.

В 1788 году, в возрасте 31 года, Блейк начал эксперименты в области рельефного оттиска. Впоследствии именно этот метод он стал применять для оформления своих книг и картин, и именно этим методом был выполнен один из его шедевров — иллюстрации к Библии. Своими разработками Блейк совершил переворот в книгопечатании.

Портрет Уильяма Блейка работы Томаса Филлипса (фрагмент, 1807) / Фото: wikipedia.org

"Мучители Иова" (1820)

Блейк развил уникальный творческий почерк, совместив в своём творчестве гравюру и литературу. Так называемые "иллюминированные рукописи", создаваемые Блейком, - собственноручно проиллюстрированные, раскрашенные и отпечатанные книги, напоминающие древние манускрипты, где художественные миниатюры соединялись с текстом причудливой вязью и составляли единый и неделимый сплав - представляют собой уникальное явление в истории книгопечатания и искусства.

Основная часть художественных работ – акварельные и гравюрные иллюстрации к его стихам: "Дитя-радость" к сборнику "Песни неведения" (1789); "Творец вселенной", известный у нас как "Великий архитектор" к поэме "Европа" (1794), "Дьявол, поражающий Иова проказой" к "Книге Иова" (1825). Примеры других известных картин Уильяма Блейка - "Навуходоносор" (1795); "Ньютон" (1795); "Сотворение Адама" (1795-1805); "Сон Иакова" (1799-1806); "Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце" (1806-1809); "Христос, принимающий на себя роль Спасителя" (иллюстрация к "Потерянному раю" Дж. Мильтона, 1808) и многие другие.

Фото: wikipedia.org

"Ньютон" (1795)

После 1818 года, после встреч с художником и астрологом Джоном Варли, впечатлённым рассказами Блейка о его видениях и попросившим изобразить их на бумаге в его присутствии, появилась известная серия "Головы призраков", состоящая из более сотни карандашных портретов. Они включали образы исторических и мифологических личностей, таких как Давид, Соломон, Саул, Лот, Иов, Сократ, Юлий Цезарь, Иисус Христос, Мухаммед, Боудикка, Карл Великий, Эдуард I, Джон Мильтон, Вольтер, а также Дьявол, "Голова Призрака Блохи" и другие образы. На основе последнего Блейк создал одну из наиболее известных своих картин "Призрак Блохи", называемую одним из самых страшных произведений искусства.

Фото: wikipedia.org

"Призрак Блохи" (1819-1920)

Кроме своих собственных сочинений Блейк иллюстрировал произведения и великих поэтов прошлого. В 1822 году художник создал серию великолепных акварельных иллюстраций к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай". В 1825 году Блейк увлёкся "Божественной комедией" Данте, вдохновившей его на создание серии гравюр и акварелей к ней. Несмотря на то, что неожиданная смерть - 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет - не дала реализовать задумку, оставшиеся несколько акварелей и 7 пробных оттисков удостоились большого восхищения и славы.

ПОЭТ и ПИСАТЕЛЬ

Блейк известен, в первую очередь, как поэт, но его литературное творчество многогранно: проникновенные лирические стихи, "пророческие" поэмы, афористическая проза, комментарии к собственным произведениям и критика чужих сочинений.

Самые известные произведения Блейка - "Песни невинности и опыта", "Книга Тэль", "Книга Иова", "Бракосочетание рая и ада", "Америка", "Европа", "Иерусалим". Однако на русский язык переведена пока лишь незначительная часть работ автора.

Увлечение поэзией пришло к Блейку также в детстве, однако первый сборник стихов "Поэтические наброски" вышел в 1783 году, когда ему было 26 лет. В него входили стихи, написанные в период 12-20 лет, то есть ещё 6 лет он молчал. Действительно, Блейк осознал, что для выражения его сложных мысленных образов одних словесных формулировок мало. Позже он начал создание уже упомянутых "иллюминированных рукописей", которые вмещали в себя и слова, и рисунки.

Опыт оказался удачным, и в 1784 году Блейк вместе с братом Робертом открыл собственную типографию, которая стала сотрудничать с издателем-радикалом Джозефом Джонсоном. Блейк увлёкся идеями французских революционеров, поддерживал борьбу американцев за независимость.

Блейк писал не постоянно, а время от времени, чувствуя вдохновение. В 1784 году он сочинил, но оставил неоконченным свой манускрипт "Остров на луне". В 1789 году, воодушевлённый началом французской Революции, он издал сборник стихотворений "Песни невинности". В 1790—1796 годах Блейк создал серию нерифмованных поэм, известных под общим названием "Пророческие книги". Среди них такие сочинения, как "Бракосочетание Неба и Ада" (1790—1795), "Книга Уризена" (1794), "Книга Лоса" (1795). В 1794 году, в период якобинского террора во Франции, разочарованный революцией, поэт выпустил сборник "Песни опыта". Значительный период жизни Блейк посвятил самой большой своей поэме "Иерусалим" (1804—1820), в которой его мистический символизм достиг апогея.

Блейк известен своими радикальными по тем временам взглядами. Так, в вышедших в 1793 году "Видениях Дочерей Альбиона" он называет жестоким абсурдом необходимость принудительного воздержания, накладываемого институтом брака, а также в принципе осуждает брак без любви.

Ранние работы, дышащие духом бунтарства и мятежности, могут рассматриваться как протест против догматической религии. Но Блейк не восставал против веры, как таковой, а отрицал авторитаризм церкви как института. Поздние работы Блейка представляют собой развитие гуманистических идей поэта.

Кроме того, Блейк питал отвращение к рабству и верил в половое и расовое равенство. Несколько его стихов и картин выражают идею всеобщей гуманности: "все люди похожи (хоть они и бесконечно разные)". Он встал на защиту прав женщин реализовывать свои способности и возможности, что сделало личность Блейка горячо любимой среди феминисток XX века.

Уильям Блейк оказал значительное влияние на западную культуру, особенно XX века: поэты-битники 1950-х и молодёжь 1960-х поднимала творчество Блейка на знамёна. Им восхищались Аллен Гинсберг, Олдос Хаксли, Боб Дилан. Песня "Иерусалим" на стихи Блейка сегодня считается неофициальным гимном Великобритании.

Для русского читателя Блейка открыли поэты-символисты, а главным переводчиком стал Самуил Маршак, который всю жизнь работал над переводами его стихов. Многим читателям известно переведённое им четверостишие из "Прорицаний невинности". Оно представляет собой наилучший итог творчества талантливого автора:

В одном мгновенье видеть Вечность,Огромный мир – в зерне песка,В единой горсти – бесконечность,И небо – в чашечке цветка

amp-next-page separator