Режиссер последнего спектакля Юрия Яковлева: Любой человек, соприкасавшийся с ним, становился лучше
Последнюю большую роль в театре Юрий Яковлев получил в 2003 году - он сыграл Сорина в "Чайке" режиссера Павла Сафонова. "ВМ" дозвонилась до режиссера и попросила его рассказать о работе с Яковлевым.
- Когда история "Чайки" только начиналась, никаких проблем со здоровьем у Юрия Васильевича не было - он всегда очень бодро выглядел, - говорит Сафонов. - Понятно, что возраст был виден, но я не могу сказать, что у кого-то сложилось впечатление, что он плохо себя чувствовал. Он тогда очень обрадовался и приступил к репетициям. Он потом играл этот спектакль девять лет. И у меня ни разу мысли о том, чтобы искать ему дублера. Два-три раза он все же не смог выйти на сцену из-за здоровья. В таких случаях мы искали ему экстренную замену.
- Как он взаимодействовал со своими партнерами по спектаклю?
- Тут нужно понимать, что практически все актеры, игравшие в "Чайке", были давними товарищами. Это было и для меня подарком, и для Юрия Васильевича удовольствием. С Шалевичем они друг друга называли какими-то своими прозвищами, очень тепло он относился и к Людмиле Васильевне Максаковой. Его вообще все очень любили. Он легко нашел общий язык с Володей Епифанцевым, игравшим Треплева. Они прекрасно общались и очень уважали друг друга. По-моему, любой человек, соприкасавшийся с Юрием Васильевичем, сам становился больше, светлее, лучше.
- То есть все разговоры о том, что у Яковлева временами был непростой характер, не имеют под собой оснований?
- Я никогда не ощущал. Это могло касаться каких-то спектаклей - причем как в театре Вахтангова, так и любом другом. Что-то ему, конечно, не нравилось. Хотя он на моей памяти все равно всегда очень интеллигентно об этом высказывался. Что касается капризов, прихотей, невыученных реплик - это вообще не про него.
ПАМЯТЬ ОБ АКТЕРЕЮрий Яковлев. Прощай, Актер...
В потери не хочешь верить. С каким-то диким упорством. Не стало Юрия Яковлева, но как это принять?
Его голос звучит - в голове, в памяти. Фразы, сказанные его героями, - живы. Но морозное утро столицы вдруг становится еще холодней. Потому что пришла пора прощания.
... Когда-то давным-давно семья Яковлевых жила неподалеку от Цветного бульвара, в тихом и уютном Колобовском переулке. Дома, уходящие в землю по цоколи, будто закатанные в многослойный асфальт, были замелены коммуналками - шумными, бурными семьями и семьями тихими. У каждой из них была за плечами своя история, многие из которых были похожи - потому что общей горькой нотой в них звучала только что пережитая война. (далее)