Андрей Тарковский, кинорежиссер, народный артист РСФСР.  / Фото: РИА «Новости»

Новая киносимволика: 5 шедевров Андрея Тарковского

Развлечения

Имя Тарковского для истории мирового кино имеет практически такое же значение, как имя Пушкина для российской литературы. Его киноязык и система образов стали настоящим обновлением для советского кинематографа 60-х годов, достойно вписались в историю мирового киноискусства и повлияли не на одно последующее поколение режиссёров.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в маленьком селе Завражье Ивановской промышленной области (сейчас это Костромская область). Его родители - Арсений Александрович Тарковский, поэт и переводчик, и Мария Ивановна Вишнякова – познакомились во время обучения в московском Литературном институте. В сентябре 1932 года семья вернулась в Москву. За это время в жизни маленького мальчика многое произошло: в 1934 году родилась сестра Марина, в 1937 году ушёл из семьи отец, в 1941 году началась война, и мать с двумя маленькими детьми эвакуировалась к родственникам в Юрьевец. Всё это время приходилось трудно - и в моральном, и в финансовом плане.

В 1943 году Тарковские вернулись в Москву, и 12-летний Андрей вновь пошёл в школу, обучение в которой прервала война. Его мать устроилась корректором в типографию. Мальчик проживал с сестрой, мамой и бабушкой в деревянном доме в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. Он не был очень прилежным в обучении: ни естественные, ни гуманитарные науки не интересовали его так, как художественное образование. Он посещал районную музыкальную школу и художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

После окончания художественной школы 19-летний Тарковский поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, где проучился в 1951-1953 годах. Однако всё это время его не оставляло чувство, что он сделал неверный выбор профессии. Покинув институт в 1953 году после перенесённого сотрясения мозга, молодой человек был определён матерью в геологическую партию, в составе которой юноша, в качестве коллектора, отправился в экспедицию в сибирскую тайгу. По собственному признанию, это стало одним из лучших воспоминаний в жизни и укрепило решение 20-летнего Тарковского стать кинорежиссёром.

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма, которое с отличием закончил в 1960 году. В это время он познакомился с многими талантливыми режиссёрами: мэтрами и будущими мастерами, а также со своей будущей женой – сокурсницей Ирмой Рауш, на которой женился в 1957 году (в 1970 году будет развод и женитьба на Ларисе Кизиловой).

В это время происходило обновление советского кинематографа, были востребованы молодые режиссёры и новые имена, развивались новые средства художественной выразительности. Вместе с "оттепелью" в среду советской творческой молодёжи пришли западная музыка и литература, зарубежный авторский кинематограф: итальянский неореализм и французская "новая волна". Молодой Тарковский, вдохновлённый Бунюэлем и Бергманом, Куросавой и Феллини, стал одним из первопроходцев авторского кино в Советском Союзе. Оно предполагало контроль автора за всеми аспектами производства фильма: от сценария до монтажа. Оно предполагало отрицание грима, штукатурки и выработку нового, подлинного киноязыка.

Первой режиссёрской курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм "Убийцы", снятый по рассказу Хемингуэя осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку. За ней последовали среднеметражные фильмы "Сегодня увольнения не будет" (1957) и "Концентрат" (1958). В 1959 году вместе с Андреем Кончаловским он написал сценарий "Антарктида — далёкая страна", отрывки из которого были опубликованы в "Московском комсомольце", но в постановке фильма было отказано.

В 1960 году Тарковский и Кончаловский написали сценарий "Каток и скрипка" - сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка – поставленный молодым оператором объединения "Юность" на "Мосфильме", Вадимом Юсовым. Этот фильм стал данью уважения к кинематографу, в первую очередь, не как к ремеслу или работе, а как к высокому Искусству. Фильм получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

Первой полнометражной работой Тарковского стал фильм "Иваново детство" по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова "Иван". История подростка, светлый мир которого омрачает трагедия войны, произвела триумф в мировом кинематографе. Фильм был удостоен "Золотого льва святого Марка" Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий.

Впоследствии каждый новый фильм, снятый Андреем Тарковским, становился большим событием в мире киноискусства.

"Вечерняя Москва" предлагает рассмотреть дальнейшую жизнь режиссёра в контексте 5 его шедевров:

1. "Андрей Рублёв" (1966)

[OBJ Отрывок из фильма "Андрей Рублёв"]

Заявку на фильм Андрей Тарковский подал ещё в 1961 году, однако сложная тематика фильма требовала длительной подготовки. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. За это время курс на оттепель сменился консервативным застоем. Советские чиновники не понимали новаторскую форму и киноязык фильма, постоянно правили и перерабатывали сцены. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно.

Однако в 1966 году историческая кинодрама наконец увидела свет. Она была снята совершенно в новом для советского кинематографа ключе. Для среднестатистического советского зрителя (и чиновника) картина была малопонятна. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов, рассказывало о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Андрея Рублёва. Новеллы, сюжетно мало связанные между собой, являли собой сложную метафору художественного зрения, восприятия и полёта - мысли, творчества, искусства.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат "Андрея Рублева", показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ, а в 1971 году фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана. Несмотря на сложность восприятия, у Тарковского появился свой, преданный зритель, нуждавшийся в его творчестве.

2. "Солярис" (1972)

[OBJ Отрывок из фильма "Солярис"]

В 1970 году, после почти пятилетнего перерыва, Тарковский начал работу над съёмками нового фильма, сценарий которого – по мотивам одноимённого романа Станислава Лема - он писал на протяжении предыдущего года.

Философско-фантастическая кинодрама повествует об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Тарковский мастерски вплетает в полотно изображение технократической цивилизации будущего, искусственный мир конкретной космической станции и абстрактную идею изначальной "божественной" духовности человека, многочисленные культурные аллюзии – рублёвскую "Троицу", музыку Баха, картины Рембрандта и Брейгеля, символизирующие взаимоотношения человека с произведениями его разума.

В 1972 году "Солярис" был показан на Каннcком кинофестивале и был удостоен Гран-при фестиваля, а также получил специальный Приз экуменического жюри. По результатам различных опросов, "Солярис" считается одним из величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Премьера фильма в СССР состоялась в московском кинотеатре "Мир" в 1973 году.

3. "Зеркало" (1974)

[OBJ Трейлер фильма "Зеркало"]

Самый исповедальный фильм Андрея Тарковского, в котором отразились воспоминания детства режиссёра — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, отчий дом, образ матери с двумя детьми на руках. Фильм лишён традиционной смысловой структуры и представляет собой ряд визуальных образов: ассоциаций и сновидений художника. События происходят в трёх временных пластах, не привязанных к определённому временному промежутку: до, во время, и после войны. Сюжетная связанность уступает место сложным и многомерным философско-поэтическим "кодам" и субъективным аллюзиям каждого конкретного зрителя.

Естественно, коллегия Госкино и секретариат правления Союза кинематографистов на совместном заседании признали "Зеркало" непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом. Фильм вышел в ограниченный прокат, после закрытой премьеры 1975 года в Центральном Доме Кино, и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти.

4. "Сталкер" (1979)

[OBJ Трейлер фильма "Сталкер"]

Производство одного из самых значимых фильмов в творчестве Тарковского сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя различными операторами и художниками-постановщиками.

Фантастическая драма-антиутопия, по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", рассматривает кризис некой условной технократической цивилизации после падения метеорита, в которой бедные и убогие герои, лишённые имён, на фоне грязных и унылых пейзажей, ведут интеллектуальные диалоги. В фильме Тарковский обращается к излюбленной тематике врождённой духовности и "божественности" человека. Сам Тарковский говорил, что в фильме он "легально коснулся трансцендентного". Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью экзистенциального действия на экране.

В 1980 году "Сталкер" был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри, а также был удостоен Специального приза "Лукино Висконти" в итальянском конкурсе "Давид ди Донателло" в 1980 году. В советский прокат фильм вышел в том же году, в количестве всего лишь 196 копий. Несмотря на то, что в 1980 году Тарковскому присудили звание Народный артист РСФСР, "Сталкер" стал его последней картиной, снятой в СССР, дальше режиссёр работал и жил за границей.

5. "Жертвоприношение" (1985)

[OBJ Отрывок из фильма "Жертвоприношение"]

Последний фильм великого режиссёра, снятый в Швеции, – философская драма, ставшая своеобразным итогом жизни и творчества знаменитого гения, скончавшегося от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в конце 1986 года. До этого фильма были и другие крупные работы - документальный фильм "Время путешествия" (1982), отмеченная множеством призов "Ностальгия" (1983), киноверсия театральной постановки "Борис Годунов" (1983).

"Жертвоприношение" можно прочитать как завещание гения. В картине, снятой в излюбленной бессюжетной манере, переплетаются глубина символики, трагедия звучания и любимые архетипы режиссёра - мировой катаклизм и Апокалипсис, произведения мирового искусства, "священное безумие" героя, в финале ради спасения родных совершающего жертвоприношение — сожжение собственного жилища. Уничтожив Дом, один из основополающих образов своего искусства, Тарковский подвёл "Жертвоприношением" черту под всем созданным и пережитым. А через год после окончания работы над фильмом не стало и самого режиссёра.

Картина завоевала Гран-при Канского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и многие другие награды.

После известия о смертельном диагнозе, впервые полученного в декабре 1985 года, в СССР, где никак не могли простить переезд Тарковского на Запад, наконец сняли запрет с его имени — его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах, о нём стали писать в печати. В некрологе в газете "Советская культура" представители Госкино и Союза кинематографистов СССР отдали свою дань уважения гению Тарковского:

"Последние годы — трудное, кризисное для него время — А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться…"

Похороны Тарковского состоялись 3 января 1987 года на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. "Человек, который видел ангела", — такая надпись была сделана на памятнике на могиле, а в основании православного креста были высечены семь ступенек по числу главных фильмов. В 1990 году режиссёр был посмертно удостоен Ленинской премии.

amp-next-page separator