От Квазимодо до Оберона: 5 ярких образов Николая Цискаридзе

Развлечения

В детстве Николай очень любил петь, читать стихи и разыгрывать небольшие сценки перед родными. Изначально родители были против его увлечения балетом, но однажды он увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище и написал туда заявление о приёме. В 1987 году Цискаридзе продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова.

По окончании училища Цискаридзе был принят в труппу Большого театра. Начинал он с выступлений в кордебалете, позже стал исполнять небольшие, но достаточно сложные партии (Французская кукла в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Голубая птица в "Спящей красавице"). В 2001 году в "Лебедином озере" в постановке Юрия Григоровича Николай исполнял обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения.

Позже в репертуар Цискаридзе вошли небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполнял как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях ("Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Кармен. Соло" в постановке Р. Пети, "Падший ангел", поставленный специально для него Борисом Эйфманом). В 2006 году Николай Цискаридзе стал одним из первых участников проекта "Короли танца", гастролировавшего в Нью-Йорке и Калифорнии. Спустя два года он вновь танцевал в Нью-Йорке в рамках проекта "Звёзды ХХI века".

28 октября 2013 года Цискаридзе был назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые яркие образы прославленного танцовщика.

Граф Альберт, "Жизель" (1997)

В одном из интервью Цискаридзе рассказывал, что решил стать балетным танцовщиком после того, как увидел балет "Жизель": "Хорошо помню, что это была "Жизель". Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб". Возможности станцевать главную партию в этом балете он ждал почти пять лет. В результате эту роль называют одной из лучших в его репертуаре. Одним из преподавателей Цискаридзе была балерина Марина Семёнова, которая говорила ему: "Не кричите с вашими руками, когда танцуете принца. Благородный человек только должен склонить голову, чтобы его желание сбылось немедленно". Этот совет Николай применил в том числе и в партии Альберта.

Германн, "Пиковая дама" (2001)

В 2001 году Цискаридзе стал первым исполнителем партии Германна в балете, созданном специально для Большого театра французским балетмейстером Роланом Пети. Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию героя - танец Германна получился стремительным и страстным, а его дуэты с Графиней напряжёнными и драматичными. По словам Пети, именно эти дуэты являются центральными эпизодами его постановки. "Удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность", - говорил он. Постановка увенчалась колоссальным успехом, а директор балетной труппы Парижской национальной оперы Брижит Лефевр специально приезжала в Москву, чтобы посмотреть этот спектакль и выступление Цискаридзе.

Квазимодо, "Собор Парижской Богоматери" (2003)

После "Пиковой дамы" Пети предложил Цискаридзе выбрать следующий проект и Николай остановился на образе Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" на музыку Мориса Жаppa. "На самом деле, я хотел бы танцевать Эсмеральду, но так как я не могу этого сделать, то возьму Квазимодо", - так он объяснил своё решение. В этой партии Цискаридзе проявил весь свой драматический талант. Так как персонаж в спектакле не имеет бутафорского горба, его уродство должно было быть передано лишь гротескной пластикой.

Оберон, "Сон в летнюю ночь" (2004)

Ещё одна яркая роль - Оберон в балете Джона Ноймайера "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона и Лигети, обновлённой версии спектакля, впервые поставленного балетмейстером ещё в 1977 году. По мнению специалистов, в этом образе Цискаридзе продемонстрировал удивительно певучую пластику и мастерство в очень сложных дуэтных поддержках.

Учитель. "Урок". 2007 год

Среди последних ярких ролей Николая Цискаридзе в Большом театре следует отметить партию Учителя в балете "Урок" на музыку Жоржа Делерю. Авангардный балет рассказывает нам историю о преподавателе, убивающем свою ученицу. Характер движений здесь необычен, и драматическая составляющая постановки преобладает над танцем, но Цискаридзе с привычным блеском справился с этим новым для него образом.

amp-next-page separator