7 киношедевров режиссера Отара Иоселиани
«Меня раздражает, когда в кино много говорят. Кино должно быть понятно без слов. Потому что это цирк. Мне нужны только музыка и действия: жесты, взгляды, перемещения людей по отношению друг к другу, по отношению к камере», - сказал режиссер в одном из интервью.
Отар Иоселиани - фигура в мировом кинематографе почти уникальная. Добиться успеха в двух совершенно непохожих странах удавалось немногим режиссерам. Иоселиани, сменив в 80-х Советскую Грузию на Францию, умудрился сохранить и свой стиль, и свой взгляд на мир.
«У каждого ведь может возникнуть свой метод. Я отношусь к построению картины, как к произведению, протекающему во времени, в силу моего чувства ритма, отношения к длиннотам, моего ощущения времени, необходимого для рассматривания объекта. И это время я вам навязываю. Я не могу учитывать вашу медлительность или вашу молниеносность, потому что строю произведение по законам, которые сам себе придумал и которые имеют отношение к музыкальной форме. Например, сонатную форму, то есть столкновение двух противоположных тем, в теории музыки это еще называется борьбой, развитием, коллизией и разработкой, я стараюсь исключить. И наоборот - беру за образец полифоническое построение, фугу с контрапунктом, с повторяющимися темами, с подспудными темами, выходящими на первый план».
Окончив в 1965 году режиссерский факультет ВГИКа в мастерской А.Довженко, Иоселиани вернулся в Грузию, где снял свой первый полнометражный фильм «Листопад». Картина кое-как прошла по русским экранам, но в Грузии фильм подвергся травле и был положен на полку.
В 1966 году фильм был удостоен премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Каннах, а через два года Иоселиани получил приз Жоржа Садуля за лучший кинодебют.
Следующим шедевром режиссера стал фильм «Жил певчий дрозд» - трогательная история-притча о молодом музыканте, который проживает свою короткую «птичью жизнь» в бесконечной суете. Несмотря на то, что фильм был снят в 1970 году, в общенациональный прокат он вышел лишь через два года. Цензоры в Госкино поначалу отказывались выпускать киноленту, объясняя это тем, что главный герой - настоящий бездельник и потому не должен вызывать зрительских симпатий.
Последним фильмом «советского периода» в творчестве Иоселиани стала «Пастораль» (1976). И хотя в картине не было никаких политических мотивов, ее сразу же запретили. Во многом столь радикальное решение «стражей мысли» можно объяснить тем, что в «Пасторали» не было ни единого признака существования советской власти. О своих фильмах, снятых в Советском Союзе, Иоселиани впоследствии скажет так: «Это документы той эпохи, которая уже никогда не вернется. Эпохи, которая канула в лету, а документы остались, чтобы показать, как жили в то время люди, – как они радовались, как печалились, чем дышали».
В 1982 году режиссер эмигрировал во Францию. Героями его последних картин – «Истина в вине», «Утро понедельника» и «Шантрапа», сталифранцузы, однако, менталитет персонажей фильма схож с грузинским.
«Во Франции у меня нет необходимости избегать цензуры, но я по-прежнему продолжаю снимать притчи. Это удобно, ёмко и ближе к философствованию. Притча – это близкий моему сердцу метод, который я привез из Грузии. Это очень древняя форма выражения мысли. Всеобъемлющая модель, охватывающая целую гамму явлений», – отмечает Иоселиани, настоящий поэт экрана, создающий картины, которые дают редкую возможность остановиться и задуматься о самом главном.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию семь киношедевров Отара Иоселиани:
1. «Листопад» (1966)
Молодой человек по окончании института поступает на завод по производству вин, обнаруживает нарушения в производственном цикле и совершает «диверсию», помешав выпуску некачественного вина. Этот сюжетный каркас обрастает в фильме побочными линиями.
«Автор первоначального текста сценария, - вспоминал Иоселиани, - бывший инженер, впоследствии волею судеб окончивший сценарные курсы, сочинил историю про молодого инженера, назвав ее «Знакомые лица». Производственный конфликт: на заводе изготовлялись трансформаторы. Молодой специалист придумал станок для зачистки от заусениц пластин к сердечникам этих штук. Для внедрения своей придумки он вступил в конфликт с ретроградами: совещания, экспертизы, враги нововведений и т.д. На фоне этого происходила частная жизнь одержимого прогрессивной идеей героя: мама, сестрёнка Ирина, семейное согласие и поддержка. Мой ассистент Лали Мжавия. просмотрев список фабрик и заводов, которые я предложил автору текста, чтобы найти какой-либо способ избавиться от трансформаторов, остановилась на виноделах. Это огромные бочки, это духовно, это можно пить, это культура и, плюс ко всему, древняя. Как заведено, авторы всегда уверены, что их сценарий обезображен в снятом фильме. Фильм запретили. Ответственным за промах был я один. Так мне и надо. После этого я не трогаю чужих текстов и беру ответственность полностью на себя - так проще».
2. «Жил певчий дрозд» (1970)
Музыкант, играющий на литаврах в оркестре оперного театра, может стать композитором, оставить след в истории и в душах людей. Мелодия уже звучит в его голове, сопровождает его повсюду. Осталось только добраться до дома, до листа нотной бумаги и записать ее. Но назначено столько встреч, дано столько обещаний, нужно успеть во столько разных мест, со столькими людьми поздороваться и попрощаться... А секунды бегут и бегут. И каждая из них может стать последней. Название фильма «Жил певчий дрозд» придумал сам Отар Иоселиани, позаимствовав эти слова из народного фольклора.
«Однажды мы сидели у кого-то из моих друзей, - вспоминал режиссер о рождении замысла фильма, - говорили о том, о сем, и вдруг кто-то неожиданно вспомнил о своем знакомом, довольно молодом человеке, который случайно и как-то уж очень рано погиб. Может быть, тогда, в тот вечер, произошло во мне какое-то замыкание: горестные сентенции моих приятелей о безвременно ушедшем из жизни человеке, не успевшем реализовать себя как личность, наложились на мои собственные жизненные впечатления, давно меня волновавшие. Все это как-то вдруг неожиданным образом сплелось, связалось и, вероятно, дало тот самый толчок, в результате которого начал постепенно оформляться замысел будущего фильма».
Несмотря на внешнюю простоту, эта кинокартина наполнена философским смыслом, заставляющим размышлять и мысленно возвращаться к ней снова и снова.
3. «Фавориты луны» (1984)
Название отсылает к взятой в качестве эпиграфа фразе из первой части шекспировской хроники Генрих IV. Фальстаф, обращаясь к принцу Генриху, будущему королю Англии, говорит: «Так вот, милый друг, когда ты станешь королём, смотри не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, любимцами Луны и пускай говорят, что у нас высокая покровительница, потому что нами управляет, как и морем, благородная и целомудренная владычица Луна, которая и потворствует нашим грабежам». Фавориты луны - первая полнометражная кинокартина Иоселиани после переезда во Францию. Фильм развил основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом – полудокументальной короткометражки «Семь пьес для чёрно-белого кино» (1982).
Герои фильма – жители городского квартала: торговец оружием, полицейский, инженер, школьный учитель, террорист, клошары, воры и проститутки. Все связаны между собой многочисленными бытовыми, криминальными и сексуальными отношениями. «Фавориты луны» - фильм о Париже, о Париже нашего времени, он рассказывает о горьких вещах без сентиментальности. Не скрывая своего удивления, французы писали о том, что иностранец, советский гражданин, грузин «сумел создать фильм во французских традициях, о которых мы не помним уже лет двадцать. В фильме отражён Париж Жака Превера и Рене Клера».
4. «Истина в вине» (1999)
Сам Отар Иоселиани играет в фильме одну из главных ролей - главу состоятельного семейства, живущего в живописных окрестностях Парижа. На протяжении всего фильма он пьет вино в своей комнате, пристает к служанке, которая безнадежно влюблена в его сына, а также выходит пострелять из ружья. В то же время его сын, золотая молодежь, устраивается работать в кафе. Один из мотивов фильма - переодевание: бедные притворяются богатыми, богатые прикидываются бедными. В картине много уличных драк и любовных измен, показана жизнь бомжей и челноков. И в тоже время это кино-лирика, грустная и смешная, светлая и легкая.
5. «Утро понедельника» (2002)
«С помощью кино, - сказал режиссер об этом фильме, - нельзя преподать никакого урока, а можно лишь ободрить того, кто думает так же, как ты. Чтобы он подумал, что ты думаешь так же, как он, и почувствовал себя менее одиноким. Я сделал комедию о печальной обязанности человека подчиняться правилам этого мира…»
Многие считают эту ленту лучшим фильмом Иоселиани. «Утро понедельника» - это история, рассказанная отстраненным повествователем, история повседневной жизни, с неизменным утренним ритуалом и выматывающей дневной рутиной. Но история рассказана с огромным оптимизмом и мудрым осознанием жизни. В фильме не происходит вроде бы ничего: сварщик с завода, на некоторое время вырывается из рабочего котла на свежий воздух, с тем, чтобы неизбежно вернуться обратно. «Утро понедельника» производит экзистенциальное впечатление. Перед зрителем предстает гипербола жизни, то есть не выдумка, не преувеличение, а именно реальность. И автор в этой реальности, обыденности бытия находит и высвечивает золотой песок радости жизни.
6. «Сады осенью» (2006)
Сюжет фильма прост: глава министерства вынужденно уходит в отставку. Для него начинается обычная жизнь горожанина среднего класса. И главный герой оставляет позади себя, в прошлой жизни и высокий правительственный пост, и престижную любовницу, и богатство. Он возвращается в старый квартал, к друзьям своей юности. Он осознает эту пору своей жизни, как осень, еще теплую, плодоносящую, но осень. «Сады осенью» это интересный сплав социальной сатиры с «черным юмором». Это как бы прочтение простой истории француза на русском языке с французским акцентом
7. «Шантрапа» (2010)
Картина рассказывает о жизни талантливого грузинского режиссера Нико, которому чиновники не дают снимать то, что ему нравится. Замученный цензурой и бесконечными требованиями переделывать свои фильмы или вырезать оттуда неугодные советской системе фрагменты, герой фильма «Шантрапа» решает уехать жить во Францию. Здесь, в стране демократии, кажется, уже ничто не может помешать художнику-бунтарю творить так, как он хочет. Но на новом месте у Нико появляется новая проблема - выясняется, что здесь его картины никому не интересны, поскольку не могут себя окупить...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Отар Иоселиани: «Не хочу ничего завершать»
2 февраля знаменитому на весь мир режиссеру Отару Иоселиани – 80 лет.
В прошлом году Отар Давидович получил очередную международную награду – «Золотого Леопарда» («За вклад в мировой кинематограф») на фестивале в Локарно. Сам художник живет и работает в Париже уже 30 лет, и в настоящее время приступает к съемкам новой – 12-й по счету полнометражной картины. Я неоднократно беседовала в Отаром Давидовичем в Москве, и позвонила ему во Францию как русская знакомая накануне юбилея. «Да, я вас хорошо помню. Слушаю внимательно!» - сказал режиссер.
* * *
- Забудьте, об этом юбилее. Я их никогда не отмечаю. И на этот раз не буду. Не хочу, не хочу… Да, не хочу ничего завершать, - доброжелательно и категорично заявил в ответ на поздравления Иоселиани (далее...).