Максимилиан Шелл и Марлен Дитрих: дуэль доверия
Максисимилан Шелл – обладатель премии «Оскар» за главную роль в фильме «Нюрнбергский процесс» (режиссер Стэнли Крамер, 1962 год). Актер прочно закрепился в мировой истории еще и благодаря снятому им документальному фильму о Марлен Дитрих «Марлен» (1984 год). Кинозвезда с характером, Дитрих доверилась австрийцу Шеллу, дав ему при этом уроки на все оставшиеся 30 лет жизни.
Их разговор - это почти дуэль. Дуэль без правил. Дуэль, в которой только Дитрих имела право наносить уколы рапирой без предупреждения и объявления следующего боя.
Режиссер и его героиня говорили о любви и свободе, о Германии и Америке, о Второй Мировой войне и ее причинах… Говорили о смерти и о том, что после нее… И хотя на тот момент у Максимилиана Шелла был «Оскар», а у Марлен Дитрих – нет, актер слушал великую женщину с придыханием. И терпел - почти безропотно - ее вызывающие пассажи и выпады. Ради искусства... И - из невероятного почитания своей капризной героини.
...Марлен Дитрих родилась в Берлине, Максимилиан Шелл - в Вене. В 29 лет актриса эмигрировала в США, и своим домом считала Америку. Шелл работал в Америке, снимался, жил там, оставаясь гражданином Австрии. Фильм «Марлен» снимали в Париже, где жила кинозвезда после трагедии в Сиднее, в результате которой она стала инвалидом, до своего конца - она скончалась в 1992 году, в возрасте 90 лет.
Себя, квартиру, вещи Марлен снимать не дала. Она была категорически против и разрешила использовать только запись их интервью с Шеллом и кадры кинохроники. Шелл убеждал Марлен, что при таких жестких ограничениях фильм не получится. Он был в отчаянии и даже написал отказ от этой работы, о которой страстно мечтал; правда, письмо с отказом все же не ушло по адресу... Свое интервью с легендарной Дитрих, которая владела сердцем и умом Хемингуэя, Ремарка, миллионов людей во всем мире, Шелл начал с того, что их сближало:
- Нигде не чувствовал себя по-настоящему дома, - пожаловался он в самом начале беседы.
- Мы, эмигранты, никогда не чувствуем себя дома. Но Америка – мой дом, - отозвалась актриса.
Актриса заранее оговорила, что на вопросы она будет отвечать на немецком и английском языках. Шелл попросил разрешения начать с немецкого, и Дитрих не возражала. За 90 минут общения (согласно контракту, от которого Дитрих не отступала) Марлен специально подчеркивала, что она – немка, со всеми достоинствами этого народа – железной дисциплиной, практичностью, деловитостью, реалистичностью и хорошей логикой:
- Вы, мечтатель, а я – нет! – заметила Дитрих.
«Мечтатель» - самая безобидная характеристика, которой удостоила великая Дитрих своего интервьюера. Звезда вела себя вызывающе, капризно, не стеснялась в выражениях; при этом отправила Шелла "к маме Шелл", чтобы она "научила его хорошим манерам".
- Вы ведете себя как примадонна. Никто себя так со мной не вел. Но я хочу сделать этот фильм, потому что мне интересна не только легенда Марлен Дитрих, но и личность, - объяснял актрисе режиссер.
- Меня знают как личность. Обо мне написано 55 книг. Да, все знают именно Марлен Дитрих как личность, - парировала его непростая героиня.
Почти каждый свой вопрос Шелл начинал с вежливого «позвольте». Иногда Дитрих позволяла, но чаще говорила «нет». Спросить об отношении к смерти актриса позволила:
- Никак не отношусь. Бояться нужно жизни, а не смерти.
На вопрос: «В продолжение верите?», Марлен ответила конкретно:
- Чушь. Это все придумано для самоутешения. Никто не убедит меня в том, что там, наверху, все порхают. Если бы вы видели войну, то тоже бы не верили.
Правда, Марлен Дитрих очень высоко оценила игру Максимилиана Шелла в фильме «Нюрнбергский процесс», где он был ее партнером:
- В этой роли вы были великолепны, просто великолепны, - повторяла звезда.
В ответ Максимилиан Шелл выдвинул свою версию – почему он получил «Оскар» за роль в этом фильме, а она, Марлен Дитрих, - нет. Причина, по мнению Шелла, была в «хитрости режиссера фильма, который, не желая раскрывать сюжет картины, скрывал тот факт, что Дитрих играет сразу две роли». На это Марлен спокойно и жестко прокомментировала:
- Грета Гарбо тоже не получила «Оскар» ни за одну роль (вечной сопернице Марлен Дитрих был вручен почетный «Оскар» «За вклад в киноискусство»). И Чаплин не получил. Вот когда ты при смерти, тогда тебе срочно вручают «Оскар».
Фильм «Нюрнбергский процесс» в прошлом году вошел в Национальный реестр фильмов США. Фильм «Марокко» (режиссер Джозеф фон Штернберг), снятый в 1930 году, вошел в Национальный реестр только после смерти Марлен Дитрих, в 1992 году. Так что предсказание Марлен Дитрих «о наградах и признании» оказалось пророческим.
Максимилиан Шелл в каком-то смысле был более обласкан. И в нем было нечто такое, что влекло к нему людей, обезоруживало их - тянуло на искренность и откровенность. И то, что лишь его Марлен допустила к себе чуть ближе вытянутой руки - доказательство этого...