История любви набоковской Машеньки, рассказанная под перестук колес
Поставил ее молодой режиссер Иван Орлов, не так давно окончивший ГИТИС. Очевидно, именно поэтому и актеры в его спектакле такие пронзительно молодые — почти все младше своих героев.
В маленьком замкнутом пространстве, помещенном художником Лешей Лобановым между двумя зрительскими трибунами, под несмолкающий стук колес разворачивается четырехдневная история давно ушедшей любви. История безоблачного дореволюционного счастья, красота и нереальность которого так остро чувствуется в грязных и «ржавых» эмиграционных буднях.
Спектакль «Машенька» принадлежит к тем московским постановкам, на которые обязательно надо идти тем из зрителей, кто в театре бывает слишком часто, но кто хочет почувствовать свежесть театрального взгляда при прочтении литературного — не сценического произведения.
Кто хочет увидеть, как оживают печатные страницы и буквально из воздуха ткутся образы, погружая зрителей-читателей в мир писателя и мир его книги. В этом смысле «Машенька» Ивана Орлова — та самая «волшебная коробочка», что во сне являлась взору булгаковского Максудова.
С другой стороны, премьера Театра им. Моссовета практически ничем не выделяется из целого ряда других постановок по классическим прозаическим текстам. Та же трепетность в отношении первоисточника, та же легкость, смена регистров повествования от третьего лица к первому и обратно, та же изобретательность в решении отдельных сцен. А в целом — добротный дипломный спектакль, который на ура приняли бы на учебной сцене режиссерского факультета ГИТИСа, но который на профессиональной сцене выглядит довольно предсказуемо и архаично.
Но есть в «Машеньке» и то, что придает несколько иной градус этой занятной ученической работе — роль старого поэта Подтягина играет здесь Владас Багдонас, покоривший не одно поколение театралов своими Отелло, Макбетом, Фаустом в някрошюсовских постановках. И нельзя сказать, что Багдонас играет вразрез со своими юными партнерами, но в отличие от них, играющих прежде всего саму набоковскую прозу, он шаг за шагом (буквально в нескольких совсем коротких сценках) создает своего старого поэта-изгнанника.
И кульминацией — самой сильной точкой спектакля — становится его уход, его бег по кругу, завершившийся прорывом в неведомое. Бегство от жизни и неспособность до самого последнего мига отпустить эту жизнь от себя. Именно в этой сцене сконцентрировались надрыв и отчаяние ранней эмигрантской прозы, начинающей осознавать, что возврата нет.
— Вы знаете, я, честно говоря, не думал, что смотреть набоковскую прозу может оказаться не менее увлекательно, чем читать, — делится студент-филолог Алексей. — Шел на спектакль, скорее, для галочки, а сейчас понимаю, что хотел бы снова прийти — c друзьями.