Берлинале. День 7
Похоже, что правило утреннего пресс-показа не сработает и в отношении среды. Первым фильмом в этот день был «Третий берег реки», который представила режиссер из Аргентины Селина Мурга. Обычное семейное утро: дети завтракают, играют, идут в школу – а их отец, состоятельный врач, отправляется домой в другую семью. Женщина тихо плачет, и кажется, не вполне осознает, в каком сложном и ложном положении она находится, но в целом ситуация всех устраивает. Доктор, в соответствии со своими представлениями, занимается судьбой старшего сына: устраивает на работу в клинику и пытается познакомить с проституткой в баре, но меланхолично-упрямое выражение лица юноши обещает, что добром это не кончится. Одна из причин появления фильма в конкурсе объявлена уже в начальном титре: Мартин Скорцезе представляет. К тому же это копродукция Аргентины, Германии и Нидерландов – а у фильмов совместного производства больше шансов попасть на международный фестиваль.
В ретроспективе этого года, посвященной эстетике светотени, много японских картин, в том числе на военную тему и снятых в годы войны - именно тогда часто приходилось по экономическим соображениям отказываться от гламурного искусственного освещения и использовать выразительные возможности естественного света. Фильм Каджиро Ямамото «Битва на море от Гавай до Малайзии» как ясно уже из названия, рассказывает о военных действиях Японии во время Второй мировой войны. В этой пропагандистской картине игровые сцены сочетаются с документальными съемками и замечательными спецэффектами. Посмотреть фильм будет интересно и поклонникам Хаяо Миядзаки - сага о летчиках, море и облаках, снятая в 1942 г., вполне могла послужить одним из источников вдохновения для «Порко Россо». Любопытно было бы также узнать, видел ли этот фильм Фрэнсис Форд Коппола: в эпизоде, когда бомбардировщики величественно движутся к цели, за кадром звучит вагнеровский «Полет валькирий».
Цитата дня: Фолькер Шлендорф на вопрос о современном немецком кино: «Я не нахожу ничего, что можно было бы сравнить с тем, что делали в свое время мы с Райнером Вернером Фассбиндером или Вим Вендерс. Никто не восстает больше против «папиного кино». Может быть, дело в том, что мы не те отцы, против которых стоит восставать?»