«В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, - важно, что я каждую минуту жил» / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Невроз эпохи: литературное наследие Юрия Олеши

Развлечения
10 мая 1960 года ушёл из жизни известный русский писатель-прозаик, поэт и драматург Юрий Олеша.

"Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар - не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребёнок, услышав метафору, даже мимоходом, даже краем уха, выходит на мгновенье из игры, слушает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно".

Юрий Карлович Олеша родился в Елисаветграде в семье обедневших польских дворян - его родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. После окончания гимназии Олеша поступил в Одесский университет на юридический факультет. В это же время он вместе с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал "Коллектив поэтов". Эти дружеские связи он сохранил на всю жизнь.

В 1921 году Олеша уехал в Харьков, где работал журналистом и печатался как поэт, но уже в следующем году он оказался в Москве и поступил на работу в газету "Гудок", в которой тогда печатался Михаил Булгаков. Благодаря талантливым фельетонам писатель быстро завоевал широкую популярность в СССР. Подписывал он их псевдонимом Зубило. Сам Олеша так описал это время: "Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни - это моя работа в "Гудке". Тут соединилось всё: и моя молодость, и молодость моей советской родины, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики..." Первую крупную прозу , роман для детей "Три толстяка", он написал в 1924 году, но напечатана книга была лишь в 1928 году. Благородные, бедные и весёлые герои романа борются против жадных и жестоких толстяков - трёх властителей страны. При помощи главной героини, девочки-циркачки Суок, они спасают наследника Тутти и освобождают весь народ. Впоследствии сказка-метафора, в которой нет ни капли волшебства, была переведена на 17 языков и экранизирована, по ней были поставлены спектакли и сняты мультфильмы. Особенную популярность у зрителей получила одноименная картина Алексея Баталова 1966 года. Олеша писал: "Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле".

[OBJ Фрагмент из фильма "Три толстяка" (1966)]

Роман "Зависть", опубликованный в 1927 году в журнале "Красная новь", сегодня считается одним из лучших произведений советской литературы. Это книга об интеллигенции в послереволюционной России, о "лишнем человеке" и образе колбасы как символа благополучия. Главный герой, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал "героем своего времени". Его образ автобиографичен, об этом Олеша писал в своих дневниках. В 1929 году он написал по этому роману пьесу "Заговор чувств", а ещё семь лет спустя Абрам Роом снял по нему фильм "Строгий юноша". В образе Кавалерова писатель видел себя, завидовавшего новому обществу колбасников и мясников, сумевших принять новый строй, марширующих в ногу с новой властью и не желающих видеть чужие страдания. Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, но его запретили к широкому прокату по причине "грубейших отклонений от стиля социалистического реализма". В середине 1960-х годов показ ленты проводился в залах ВГИКа и творческих домах, после чего её снова "положили на полку". В 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы картину впервые показали на телеэкранах.

[OBJ Фрагмент из фильма "Строгий юноша" (1936)]

Автобиографичен и образ главной героини пьесы "Список благодеяний", актрисы Елены Гончаровой (1930). Произведение стало реакцией писателя на волну массовых репрессий в среде интеллигенции, затронувшую многих его друзей, на преступления советской власти, на расстрелы и запрет на свободу слова. "Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция",- писал он в дневнике. Всеволод Мейерхольд поставил пьесу в своем театре, она имела шумный успех, но была снята через три сезона. Олеша начал писать ещё одну пьесу – об отчаянии человека, у которого отнято все, кроме клички – "писатель", но она не была завершена. Михаил Левитин поставил её только в 1986 году в театре "Эрмитаж", использовав черновики писателя. Для Олеши наступило время молчания, наступило сразу после его выступления на съезде писателей в 1934 году. Спустя несколько десятилетий Фазиль Искандер написал об этом времени: "Молчание порою требует от писателя не меньшего мужества и таланта. Просто писатель чувствует, что не имеет права говорить ниже того уровня, на котором говорил и писал раньше. А сказать лучше, больше - он чувствует, что пока не может. И предпочитает замолчать совсем. Я говорю о внутреннем контроле, отказе публиковать написанное. Как у Олеши, например. У Ахматовой это было. Годы молчания по своему собственному счёту".

С 1936 года произведения Олеши не печатались, творчество писателя оставалось закрыто для читателей на долгие годы. В годы войны он жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка сталинизма в стране и в культуре оказывала на Олешу угнетающее воздействие. "Невроз эпохи", который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. В своей последней автобиографической книге, "Ни дня без строчки", Олеша ярко и интересно рассказал о своём времени и о себе. "Ни дня без строчки" необычна уже с самого начала, в котором писатель рассказывает о её возникновении: "Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные". Особенная чувствительность писателя к миру была его даром и трагедией: "Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику".

amp-next-page separator