Актёр без границ: 5 звёздных ролей Алана Рикмана
Детство Рикмана безоблачным не было - он очень рано потерял отца, вместе с сестрой и двумя братьями оставшись на попечении одной только матери, которой, несмотря на все трудности, удалось дать своим детям хорошее образование. С самого раннего детства Алан понимал, что никто и ничего не поднесёт ему на "блюдечке с голубой каёмочкой", если он сам не будет безостановочно трудиться. Это понимание помогло ему регулярно получать стипендию, а также поступать в желаемые учебные заведения. Сначала Рикман стремился освоить профессию дизайнера и некоторое время проработал в собственной студии, открытой совместно с друзьями, однако тяга к театру взяла своё. Ещё будучи школьником он занимался в театральном кружке, где наставники постоянно хвалили его уникальный голос и прочили актёрскую карьеру. В 26 лет Алан решился обратиться в Королевскую академию театрального искусства с просьбой о прослушивании и вскоре стал одним из лучших студентов.
На протяжении более десяти лет актёр переходил из одной театральной кампании в другую, пытаясь найти себя и банально заработать на хлеб. Настоящий успех пришёл к нему лишь в 1987 году, когда он исполнил роль Виконта де Вальмона в "Опасных связях". Эта работа принесла Рикману признание критики и публики, а также приглашение на Бродвей, сыгравшее ключевую роль не столько в театральной, сколько в кинокарьере актёра. Вскоре Алана увидели продюсеры "Крепкого орешка", без проб утвердившие его на одну из двух главных ролей - в 42 года актёр наконец-то проснулся знаменитым. Он не стал, подобно большинству своих коллег, эксплуатировать амплуа, принесшее ему славу, не стал из раза в раз выдавать публике очередного "обаятельного злодея". Рикман довольно тщательно выбирал сценарии и искал таких героев, которые были бы ему интересны.
Каждая роль Рикмана – шедевр, изящное произведение искусства, которое остаётся в памяти, даже если актёр лишь на несколько мгновений появился на экране. Он никогда не даёт своим персонажам однозначных оценок, "заставляя" их буквально выворачиваться на изнанку, чтобы стали видны самые потаенные стороны их характера. Будучи уже очень успешным киноактёром, Рикман часто отказывался от ролей в кино в пользу театра. Более того, именно театр он называет своей первой любовью в ответ на вопросы неуёмных журналистов о его личной жизни. "Вечёрка" предлагает вам вспомнить главные роли одного из самых ярких британских актёров.
Ганс Грубер, "Крепкий орешек" (режиссёр - Джон Мактирнан, 1988)
В канун Рождества полицейский Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) прибывает в Лос-Анджелес, чтобы помириться со своей женой Холли, и водитель лимузина привозит его в небоскрёб Накатоми Плаза, где проходит рождественская вечеринка. Внезапно она прерывается террористом Гансом Грубером и его хорошо вооружённой группой - в заложники берут всех, за исключением МакКлейна, которому удаётся ускользнуть от бандитов. Джон принимает решение - умереть тяжело, но достойно. Режиссёр Мактирнан намеренно не показывал крупного плана лица Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Рикман вздрагивал при каждом выстреле и это с трудом вязалось с образом жёсткого и беспощадного злодея. Для сцены, в которой встречаются персонажи Уиллиса и Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
Допрашивающий, "Страна в шкафу" (режиссёр - Радха Бхарадвадж, 1991)
В камерных картинах, где основной упор сделан на диалог, на общение, не укроешься ни за спецэффектами, ни за спинами партнёров. Может быть, для тех, кто хочет увидеть Рикмана таким, каким он покоряет своих театральных зрителей, этот фильм - лучший подарок. Голос, пластика, мимика, глаза – за актёром можно наблюдать бесконечно, с каждой минутой всё больше отдаваясь во власть его требовательному персонажу, допрашивающему детскую писательницу (Мэделин Стоу).
Полковник Брэндон, "Разум и чувства" (режиссёр - Энг Ли, 1995)
В этом фильме Рикман самую романтичную из своих ролей. Книги Джейн Остин всегда считались одной из главных профессиональных проверок для английских актёров и Рикман благополучно её прошел. Его герой – полковник Кристофер Брэндон – положителен до крайности, но в то же время в нём нет приторности, свойственной подобным персонажем. Он романтичен, надёжен и как-то невероятно красив своей мужественной и совсем не "сладкой" внешностью. До сих пор, если говорить про массового зрителя, публика не может решить, кого же она больше любит – рикмановского Северуса Снейпа или все-таки его же Кристофера Брэндона.
Метатрон, "Догма" (режиссёр - Кевин Смит, 1999)
Наверное, роль посланца Бога должна была когда-нибудь попасть в актёрскую копилку Алана Рикмана. Очень уж присуща актёру величественность, столь необходимая тому, кто призван донести до человечества глас божий. Но не только величественность явил зрителю в этой роли Рикман, он ещё и удивил всех, обнаружив в себе непревзойдённый комический талант. Режиссёр Кевин Смит и вовсе утверждал, что роль Метатрона – высочайшее достижение его фильма и именно Рикман придаёт ему видимость достоверности. Считается, что именно с этой ролью "божьего гласа" связано прозвище Рикмана в актёрской среде – "Голос".
Профессор Северус Снейп, "Гарри Поттер" (8 частей, 2001-2011)
В один момент "Поттериана" перевела Рикмана из разряда блистательных актёров в разряд всенародных кумиров. Роль длиною в десять лет стала знаковой для актёра и вобрала в себя, кажется, весь его предыдущий опыт. Фильм за фильмом Рикман раскрывал Северуса всё с новых и новых сторон, укрупняя и углубляя персонажа, придуманного Джоан Роулинг.