От Ленина до Молотова: 5 знаменитых ролей Максима Штрауха

Развлечения
24 февраля 1900 года родился известный советский актёр театра и кино, Народный артист СССР Максим Штраух.

Ещё в детстве Штраух подружился с Сергеем Эйзенштейном, что определило его дальнейшую творческую судьбу – будущие актёр и режиссёр начали с постановки нескольких сцен из "Синей птицы" Мориса Метерлинка, а продолжили фильмами, ставшими классикой мирового кинематографа. В доме у Штраухов часто бывали Фёдор Шаляпин, Александр Куприн, Максим Горький и Леонид Андреев, благодаря которым мальчик увлёкся литературой, искусством и театром. Будучи гимназистом, Максим начал работать карикатуристом в театральном журнале "Рампа и жизнь", а после трёх лет службы а армии был принят в труппу 1-го Рабочего театра Пролеткульта.

В 1930-е годы Максим Максимович работал ассистентом Эйзенштейна на съёмках фильмов "Броненосец "Потёмкин", "Старое и новое» и "Октябрь". Для одного из эпизодов последнего требовался Владимир Ленин, но "штатный" Борис Щукин был занят. Вскоре Штраух увидел внешне похожего на вождя рабочего и предложил тому попробовать - он так мастерски учил того жестам, походке, мимике, что режиссёр Сергей Юткевич тут же позвал его в свой фильм "Человек с ружьём" (1938).

За свою 50-летнюю актёрскую карьеру Штраух успел сыграть в 32 фильмах. побывать актёром театра Мейерхольда, театра Революции и Малого театра, но в основном зрители запомнили его по роли Ильича - игру Максима Максимовича высоко ценила сама Надежда Крупская, говорившая: "Внешне он не очень похож, но взгляд, прищур, мимика, движения и походка...лучше нет ни у кого". В 1957 году актёр получил премию за своеобразное, впечатляющее и глубокое человеческое воплощение образа Ленина на XI МКФ в Карловых Варах, а в 1965 году был удостоен звания Народного артиста СССР.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых ярких образов, воплощённых Максимом Штраухом.

Полицейский шпик, "Стачка" (режиссёр – Сергей Эйзенштейн, 1925)

Одна из первых лент, снятых в духе социалистического реализма, создавалась на "Первой госкинофабрике" по инициативе Пролеткульта. Администрация обвиняет одного из заводских рабочих в краже дорогого инструмента и он, не выдержав давления, кончает жизнь самоубийством. Для уставших от невыносимых условий работяг это становится последней каплей – они устраивают забастовку. В этой новаторской картине Эйзенштейн отказался от главных героев, решив рассказать историю восстания в формате кинохроники. В "Стачке" были задействованы весь коллектив 1-го Рабочего театра Пролеткульта и так называемая "железная пятёрка": Максим Штраух, Григорий Александров, Михаил Гоморов, А. Левшин и Александр Антонов, начавшие работать с Эйзенштейном ещё в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" и на съёмках фильма "Броненосец "Потёмкин". Многие из "пятёрки" согласились сыграть роли гротескно-отрицательных персонажей, действия которых приводят к трагической развязке.

В 1957 году актёр получил премию за своеобразное, впечатляющее и глубокое человеческое воплощение образа Ленина на XI МКФ в Карловых Варах / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Айболит, "Доктор Айболит" (режиссёр – Владимир Немоляев, 1938)

Снимаясь в первой экранизации сказки Корнея Чуковского о приключениях доброго ветеринара и его друзей, Штраух проводил много времени в компании настоящих животных, в том числе медведя и слона. Сейчас это уже кажется удивительным, но в этом же году на смену забавному увальню в белом халате пришёл самый настоящий вождь мирового пролетариата. Кстати, автором сценария картины является знаменитый сказочник Евгений Шварц.

Владимир Ленин, "Выборгская сторона" (режиссёр - Леонид Трауберг, 1938), "Человек с ружьём" (1938), "Яков Свердлов" (1940), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942), "Рассказы о Ленине" (1957) "Ленин в Польше" (1966)

C 1938 по 1942 год Штраух был художественным руководителем Театра Революции и снимался в популярнейших фильмах про Ленина. Особенно зрителям запомнилась сцена из фильма "Человек с ружьём", в которой Ильич встречается с солдатом Шадриным, но тот не догадывается о том, с кем он говорит. Многочисленные образы вождя стали главным достижением талантливого артиста, проявившего себя в качестве мастера психологического анализа роли.

Молотов, "Сталинградская битва" (режиссёр – Владимир Петров, 1949), "Падение Берлина" (режиссёр – Михаил Чиаурели, 1949)

В "Сталинградской битве" описаны события 1942 года, когда фашисты вплотную приблизились к Волге и Сталин дал указание во что бы то ни стало защитить Сталинград. Партизанское ополчение жителей города задерживает захватчиков до прибытия основных сил. Гитлер продолжает кидать всё новые войска на Сталинград, однако попытки немцев не приносят эффекта: фашистские войска оказываются в кольце, а Рокоссовский и Воронов разрабатывают план окончания операции, связанный с полным уничтожением войск Паулюса. Персонаж Штрауха, министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов – "стержень", на котором держится эмоциональная составляющая фильма, - плавно перекочевал и в "Падение Берлина", двухсерийную картину, логически завершающую повествование.

Фото: youtube.com

Американский посол Мак-Хилл, "Заговор обречённых" (режиссёр - Михаил Калатозов, 1950)

Парадоксально, но автор этого плакатно-антизападного фильма всего через семь лет прославился гуманистическим шедевром "Летят журавли", получившим "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. В фильме были заняты многие известные актёры, потенциально способные сыграть объёмные характеры, однако в данном случае от них требовались жёстко акцентированный гротеск и пафос. С этой задачей они справились отменно - в "Заговоре обреченных" нет ни одного "живого" персонажа. Для Штрауха эта роль стала прекрасной возможностью вырваться за рамки идеологически выверенных персонажей.

Фото: kino-teatr.ru

amp-next-page separator