3 яркие экранизации комедии Карло Гольдони «Хозяйка Гостиницы»
Родившись в Венеции, Гольдони вряд ли имел хотя бы малейшую возможность пройти мимо театра. Ко времени его юности именно этот город стал театральной столицей Италии - представления начинались после полудня и продолжались до глубокой ночи. При желании только за один день можно было успеть посетить сразу несколько спектаклей. Вероятно, именно так и поступал Гольдони, который, несмотря на настойчивые увещевания своего отца, всё меньше внимания уделял медицине и всё больше - изучению лучших образцов классической драматургии. Постепенно отец пошёл на уступки, позволив сыну сменить профессию - отныне Гольдони мог заниматься не медициной, но юриспруденцией, к которой, однако, у молодого человека сердце тоже не лежало.
Постоянное общение с актёрами и актрисами, бесконечное посещение театров, участие в литературных салонах, - все это окончательно вырвало Гольдони из "респектабельного" будущего, которое ему так прочили родители. Неудовлетворенность состоянием итальянской литературы подтолкнула юношу к собственным пробам пера. Вскоре он уже был известен как автор многочисленных оперных либретто и отдельных трагедий. Однако не этим жанрам было суждено прославить будущую знаменитость, а простой и непритязательной комедии. Вот тут-то Годьдони и решил выступить довольно радикальным реформатором, сплавившим традицию и современность – маски комедии дель арте и реалистические тенденции, которые зарождались в литературе того времени.
Драматургом Гольдони оказался более чем плодовитым. Только за первый год он написал 16 пьес и дальше продолжал в том же духе. Театральные антрепренеры буквально истощали его, одновременно способствуя всё большей и большей его славе. Всё бы ничего, но вскоре на театральной арене появился Карло Гоцци, категорически не согласный с большей частью гольдониевских реформ и полагающий, что тот чуть ли не издевается над традиционным итальянским театром. В ходе театрального "поединка" поле битвы осталось за Гоцци, а Гольдони пришлось покинуть Италию.
Последний период его жизни прошёл в Париже. В столице Франции Гольдони продолжал писать свои пьесы, но уже и сам был ими недоволен. Его ставили, просили писать для театров Парижа и Лондона, но это было уже не то. По сути, лучшее, что осталось от Гольдони парижского периода – это его "Мемуары". Умер Гольдони в Париже почти в полном забвении и нищете…
Ко дню рождения драматурга "Вечерняя Москва" решила вспомнить экранизации его самой известной комедии "Хозяйка гостиницы".
"Хозяйка гостиницы" (режиссёр - Михаил Названов, 1956)
Дуэт роскошной и обаятельной Ольги Викланд в роли Мирандолины и вальяжного Михаила Названова в роли Кавалера – те важные элементы, благодаря которым и сегодня можно не отрываясь смотреть эту старую чёрно-белую картину. Сейчас комедия уже не кажется такой смешной, но она гарантирована дарит зрителям полтора часа поистине эстетического удовольствия и чувства приобщения к старой доброй театральной традиции.
"Хозяйка гостиницы" (режиссёр - Паоло Кавара, 1980)
А вот это уже подлинно итальянская комедия, главную роль в которой исполнил неподражаемый Адриано Челентано - абсолютно лысый и столь же абсолютно притягательный. Для актёра этот фильм стал ещё одной вариацией на тему "Укрощения строптивого", вот только на этот раз счастливый финал закоренелому женоненавистнику не светит. Но это финал, а до него – искрящаяся музыкальная комедия с заводными танцами, которая обязательно заставит зрителя на время забыть обо всём и хорошенько посмеяться.
"Миранда" (режиссёр - Тинто Брасс, 1985)
Совсем на иные эмоции нацелена лента классика кино "для взрослых". Жанр его вольной экранизации "Хозяйки гостиницы" можно определить как эротическую трагикомедию. Действие гольдониевской пьесы перенесено в послевоенную эпоху: Миранда выглядит очень стильной и сексуальной, почти что бизнес-леди, откровенно использующей несомненную женскую привлекательность для достижения своих целей в мужском мире. Она ждёт мужа с войны, но, пока не пришла повестка, изящно перебирает претендентов на свою руку. Одним словом, комедии здесь не так много, а вот вплетенной в канву повествовании эротики и драматизма – хоть отбавляй.