43 года назад ушла из жизни советская актриса Изольда Извицкая. / Фото: kinopoisk.ru

Магия судьбы. 5 главных фильмов Изольды Извицкой

Развлечения
1 марта исполняется 43 года со дня смерти Изольды Извицкой, прекрасной актрисы, запомнившейся зрителям по роли Марютки в фильме «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, получившем приз на X Международном Каннском кинофестивале в 1957. Судьба Извицкой поистине драматична и сложна, в ней много неразгаданных тайн, спонтанных событий и историй.

Изольда Васильевна Извицкая (21.06.1932 - 01.03.1971) родилась в Дзержинске. Ее отец работал химиком, мать - педагогом. Летом 1950 года Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Когда ее родители узнали об этом, они позволили ей попытать счастья в столице. Вскоре из Москвы пришло сообщение: Изольда принята во ВГИК с первой попытки. В кино Изольда Извицкая начала сниматься, еще учась во ВГИКе, в мастерской Б.Бибикова и О.Пыжовой. Это были исключительно эпизоды. Ее первые фильмы: приключенческая лента «Богатырь идет в Марто», оптимистическая драма «Тревожная молодость», мелодрама «Первый эшелон». Участие в съемках прибавляло уверенности совсем еще неопытной актрисе. На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал ее мужем.

ИМЯ

Когда в семье Извицких родилась девочка, отец ее, Василий Герасимович, выйдя из дома после застолья, увидел звезду, сиявшую ярче остальных. И кто-то рядом сказал: «Это Изольда». Мария Степановна, родив дочку, увековечила ее именем всепобеждающую любовь Тристана и Изольды из оперы Р. Вагнера. А когда девочку принесли домой, соседка изумилась белизне и прозрачности кожи малютки, воскликнув: «Да она у вас, будто изо льда!» Так родилось имя.

Изольда, как и ее младший брат, получила в наследство заболевание, передающееся по линии матери, закончившей жизнь в сумашедшем доме. Заодно девочке досталось сверхчувствительное, обостренное восприятие мира. Детство и юность Изы прошло в Дзержинске, в доме № 4 по переулку Жуковского, недалеко от нынешнего краеведческого музея, где сегодня висит мемориальная доска, и почти всегда лежат живые цветы… Она хорошо училась, занималась в драм кружке и мечтала стать актрисой. Были первые влюбленности, как у всех, потом – ВГИК и первые эпизодические роли, потом замужество. В 23 года, на своей свадьбе, Иза впервые выпила бокал шампанского. Роковым стечением обстоятельств это было началом конца…

Курс ВГИКа, на котором училась Извицкая, был «звездным»: Н. Мордюкова, В. Тихонов, Е. Савинова, Ю. Белов, М. Булгакова, Р. Нифонтова... Они все стали народными артистами, и у каждого судьба была трагической… Говорят, Изольда была заложницей своего характера – порывистая, энергичная, принципиальная, озорная. Потом ее кармическим испытанием стал Бредун. Она, по сути, притянула его к себе, мечтая спасти, но сама очутилась на краю гибели. В окружении ее ревновали к профессии, завидовали красоте. Более того, Извицкая не смогла стать матерью. Долгие годы отношения нежности и дружбы связывали ее с Вячеславом Коротковым, но это не смогло переиначить тяжелую ношу судьбы…

РАЗОЧАРОВАНИЯ

Кинематограф 60-х: нет работы, нет ролей, нет успеха и славы. Нет денег. Есть пристрастие к алкоголю – спрятаться от суровой реальности, забыться на миг, не думать ни о чем… Друзья уговаривают режиссеров дать Извицкой хоть какую-то роль. Но от ее прошлого блеска уже нет и следа. В семье – нищета и разлад. В 1969 году она появляется на экране в маленькой роли в мелодраме «Каждый вечер в одиннадцать». В январе 71-го Бредун уходит из семьи. Изольда неделями не выходит из квартиры. Живет на помощь друзей… Где Марютка, влюбленная без памяти в того, кого вчера еще ненавидела яростно и страстно? Всадившая пулю точно между лопаток, не дрогнув, а взяв прицел, а потом обнимавшая в бабьем вое мертвое тело: «Родненький мой! Синеглазенький мой!»

В Каннах на фильм обрушился мировой триумф. Извицкую узнавали все – от мала до велика. «Актриса номер один советского кино» красовалась на обложках «Нью-Йорк мэгэзин» и «паризьен либер». В Париже открыли кафе «Изольда». Все киоски «Союзпечати» и стены кинотеатров СССР были украшены плакатами с улыбающейся Изольдой Извицкой. К Изольде выстроилась шеренга воздыхателей, исключительно из «сильных мира сего». Началась другая жизнь – хоровод из праздников и застолий.

КРИЗИС

В картотеке Гильдии актеров Союза кинематографистов, где актеры обязаны фиксировать свои киноработы, в личной папке Извицкой около 20 картин. Чухрай считал, что из-за эгоизма режиссеры не приглашали Извицкую, стремясь самим открыть новую «звезду». Получив мировое признание, Изольда оказалась не у дел… Третьесортные редкие роли- ими можно было довольствоваться хоть иногда… В театре она играть не хотела. Она стала небрежна, нелюдима. Может быть, была слишком красивой, «несоветской», слишком ранимой. Может быть, нужно было пережить, переждать, перенести забытье. Не смогла…

«Актер- кладбище несыгранных ролей,» - говорил Георгий Милляр. У каждого есть свой «черный» список. Она хотела сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте» Пырьева, мечтала о роли Зины в «Алешкиной любови» Туманова и Щукина.В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам первого многосерийного фильма «Вызываем огонь на себя», рассказывающем о борьбе советских разведчиков и польских патриотов в 1941 году на оккупированной гитлеровцами белорусской земле. Извицкая сыграла разведчицу Пашу, справившись с болезнью. Материал картины требовал правды, достоверности, убедительности. За ним стояли живые люди, их героизм во время войны. Извицкая была очень внимательна к советам режиссера, к замечаниям оператора. При выборе актрисы режиссер опирался на внутреннее и внешнее сходство героини фильма и Извицкой, это было установлено благодаря фотоматериалам, воспоминаниям очевидцев. По значимости это была вторая женская роль. Изольда трепетно относилась к работе.Картина была любима. Но затем опять не последовало предложений…

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…

В театре с ролей Изольду уже снимали. Зарплаты не было. Она жаловалась, что все болело, было плохо, она голодала, звонила иногда, и только тем людям, которых считала близкими… А потом пропала. Ее обнаружили через несколько дней после смерти, хватившись, что долго не появлялась в театре. Документально запротоколировано, что Изольда Извицкая умерла от сердечно-сосудистой недостаточности. Сердце не выдержало ни алкогольных нагрузок, ни тотальной сепарации в профессии. Она была крайне истощена- практически ничего не ела. Сильнейшая душевная и моральная депрессия, роль «отставной» звезды, безденежье подкосили ее. Печальную дату похорон никто не записал…

В металлической селедочнице лежал маленький кусочек хлеба, наколотый на вилку…

Короткий некролог в «Советской культуре» сообщал, что из жизни ушла советская актриса…

По Би-Би-Си передали, что умерла советская секс-бомба. … На похоронах Эдуард Бредун, вытирая пьяные слезы, кричал: «Бросайте камни аккуратно, ей же больно!»

О том, что актерская судьба переменчива, - стоит ли говорить? Меняется мода, новые лица появляются и исчезают, годы берут свое, сцена требует молодости, и люди, некогда востребованные, оказываются в вакууме- никто не звонит, ничего не предлагают, никуда не зовут. Далеко не каждый может справиться с таким поворотом, тем паче – натуры тонкие, трепетные и неустойчивые. К сожалению, эта беда коснулась многих…

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить пять знаковых картин в фильмографии Изольды Извицкой.

1. «Богатырь» идет в Марто» - Настенька (1954 год, реж. Е. Брюнчугин, С. Навроцкий)

В иностранном городе Марто происходит наводнение, и, пока дельцы стремятся нажиться на чужом горе, на помощь пострадавшим с грузом медикаментов и стройматериалов выходит судно «Богатырь». Иностранные фирмы спешат помешать прибытию: выводят из строя маяк, устраивают пожар, планируют взрыв на «Богатыре». Однако героям-морякам удается вовремя ликвидировать опасность…

2. «Тревожная молодость» – Кэтрин (1954 год, реж. А. Алов, В. Наумов)

Фильм поставлен по мотивам последней части трилогии В. Беляева «Старая крепость» и рассказывает о трех юных участниках революционных боев на Украине, пришедших на завод в первые годы восстановления народного хозяйства.

3. «Первый эшелон» - Аня Залогина. (1955 год, реж. М. Калатозов)

В один из степных районов Казахстана прибывает по комсомольским путевкам отряд молодежи. Суровые морозы, потоки весенней грязи, изнуряющая работа не по специальности усложняют и без того трудную жизнь целинников, на фоне которой разгорается роман секретаря комсомольской организации и трактористки Анны…

4. «Доброе утро» - Маша (1955 год, реж. А. Фролов)

Тихая, застенчивая Катя оказывается в группе молодых строителей шоссейной дороги. Ей нравится веселый парень, экскаваторщик Вася Плотников. Но ему кружит голову только личный успех. Катя переходит на другой участок работы, где и выявляется ее твердый характер, она становится передовиком производства…

5. «Сорок первый» - Марютка (1956 год, реж. Г. Чухрай)

На боевом счету у лучшего стрелка в отряде Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они, вследствие кораблекрушения выброшенные на берег необитаемого острова, останутся один на один в пространстве песка, неба, моря и сложных любовных переживаний. Изолированные от мира, влюбленные на время забывают о безумии войны, классовой пропасти и всем, что могло бы разъединить их в прошлой жизни…

amp-next-page separator