Музыка сердца: 7 знаменитых произведений Мориса Равеля
Мастер музыкального колорита, тонкий художник гармонии и ритма, Равель существенно обогатил европейскую музыку, повлиял на новые поколения композиторов и новые стилистические течения. Его творчество сочетает новаторство импрессионизма и лучшие традиции классической музыки: мягкие, размытые звучания бережно вплетены в ясную стройность привычных форм. Новизна Равеля в том, что он не никогда за ней не гнался: придумывая новое, он не отрицал старого. Его величие в том, что, не стремясь решить сложные философские вопросы, он показывал прекрасную природу момента, наполненного радостью или грустью. "Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной", - писал он в своих письмах. Равель был поистине разносторонней личностью и черпал вдохновение в различных, порой противоположных явлениях и вещах. Интерес к новому искусству – музыке Эрика Сати, Клода Дебюсси, Римского-Корсакова, поэзии Шарля Бодлера, Поля Верлена, живописи Эдуарда Моне, Ван Гога – причудливо смешивался с тяготением к строгому рационализму XVIII века, поэзии Ренессанса.
Будущий композитор родился в городке Сибур на юге Франции, на самой границе с Испанией. Его отец, швейцарский инженер Жозеф Равель, привил сыну не только любовь к технике, механизмам и часам, сохранившейся на долгие годы и отразившей в ряде его произведений (например, тиканье часов в начале оперы "Испанский час"), но и любовь к музыке: Жозеф был её страстным любителем, отлично играл на флейте и трубе. Мать композитора происходила из семьи басков, чем Морис очень гордился, и впоследствии неоднократно использовал музыкальный фольклор этой редкой национальности в своём творчестве. Уже через пару месяцев после рождения сына семья перебралась в Париж, с которым тесно связана вся жизнь композитора. Его взросление происходило в прекрасной атмосфере семейного взаимопонимания, которую создала мать для наиболее полного раскрытия творческих способностей детей. С семи лет мальчик начал заниматься музыкой.
В 1889 году 14-летний Морис поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Среди его преподавателей были такие известные композиторы, как Шарль де Берио и Габриэль Форе. Именно под влиянием последнего, ставшего наставником и старшим приятелем, глубоко ценившим хороший вкус и чувство формы талантливого ученика, Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии: "Хабанеру", "Павану на смерть инфанты" и "Старинный менуэт". Фортепианная пьеса "Павана на смерть инфанты" (1899), оригинальная по гармоническому звучанию, но пока ещё отмеченная влиянием Форе, и принесла 24-летнему Равелю первую популярность. Куда большее влияние в то время на молодого композитора оказывали новые течения, зарождавшиеся в музыке, а именно - импрессионизм во главе с экстравагантным композитором Эриком Сати. Под его влиянием Равель создал такие шедевры, как "Игра воды" (1901), "Струнный квартет"(1903), "Сонатина" (1903) и "Отражения" (1905), ставшие новым словом в фортепианной музыке. Несмотря на то, что у Равеля сложились непростые личные отношения с Сати, он и через 20-30 лет не уставал подчёркивать, что многим обязано именно ему - своему "прекурсору" и "предтече".
Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля не сразу было принято в академических кругах. Известно скандальное "дело Равеля": трижды он участвовал в конкурсе на получение Римской Премии - в 1901, 1902 и 1903 году, а в четвёртый раз ему отказали в виду возрастного ценза (композитору должно было исполниться 30 лет). Но глубинные причины лежали, конечно, в несоответствии музыки Равеля - к тому времени уже широко известного среди просвещённой публики - академическим стандартам. При расследовании дела обнаружилось множество сопутствующих фактов, таких как коррупция и непотизм. Скандал получил широкий общественный резонанс, а Равель вышел из него победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального европейского сообщества. Весной 1905 года он окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами, избрав путь "свободного художника", а его популярность стремительно возросла. Он стал второй по величине фигурой в музыкальном импрессионизме после Дебюсси. 1905-1915 годы были самыми плодотворными в его творческой жизни. В произведениях этого периода преобладают поэтические картины природы, образы Востока, Испании, сказочные и античные мотивы. В этот период Равель создал знаменитые фортепианные циклы "Отражения" (1905), "Ночной Гаспар" (1908), "Испанскую рапсодию" для оркестра (1908), одноактную оперу "Испанский час" (1911), знаменитый балет "Дафнис и Хлоя" (1912), позже поставленный Сергеем Дягилевым.
Начало I мировой войны подвело незримую черту под "жизнерадостным" периодом творчества композитора. Её события глубоко потрясли Равеля, добровольно отправившегося на фронт, несмотря на то, что по здоровью он получил освобождение от воинской службы. В 1917 году, демобилизовавшись после перенесённых на фронте тяжёлых болезней, Равель сочинил свой известный фортепианный цикл – сюиту "Гробница Куперена", посвящённую всем погибшим друзьям, выполненную в формах старинной полифонической и танцевальной музыки. В этом произведении радостные импрессионистские черты уступили место глубокому и лаконичному драматизму, передающему горечь войны. В произведениях послевоенных лет Равель всё чаще стал обращаться к классическим традициям прошлого, к искусству XVII – XVIII веков. Кроме того, он увлёкся джазом, видя в нём источник обновления традиционных форм. Однако неизменным оставался интерес к фольклору, особенно испанскому, тяготение к танцевальной ритмике, чёткость музыкальной формы. Известные произведения этого периода – хореографическая поэма "Вальс"(1920), скрипичная рапсодия "Цыганка" (1924), опера-феерия "Дитя и волшебство" (1925), культовый одноактный балет "Болеро" (1928). Последними крупными опусами Мориса Равеля стали два концерта для фортепиано с оркестром (1930-1931) и "Три песни", написанные для Фёдора Шаляпина, к первому звуковому фильму "Дон Кихот".
Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 году из-за прогрессирующей опухоли мозга. 28 декабря 1937 года, после неудачно проведённой операции на головном мозге Морис Равель скончался в Париже. "Вечерняя Москва" вспоминает самые известные творения "мастера музыкального колорита".
"Павана на смерть инфанты" (Pavane Pour Une Infante Defunte,1899)
"Игра воды" (Jeux d’eau, 1901)
"Отражения" (Miroirs, 1905)
"Дафнис и Хлоя" (Daphnis et Chloe, 1912)
"Гробница Куперена" (Le Tombeau de Couperin, 1917)
"Вальс"(La Valse, 1920)
"Болеро" (Bolero, 1928)