5 ярких образов Марины Ладыниной

Развлечения
10 марта – день памяти выдающейся советской актрисы театра и кино Марины Ладыниной.

Марина Алексеевна прожила долгую и сложную жизнь. После развода с всемогущим и непримиримым режиссёром Иваном Пырьевым актриса исчезла с экрана, но не унывала, продолжая выступать с концертами и поэтическими программами по всей стране. Ладынина замечательно пела и это отмечали самые взыскательные композиторы и музыканты. Её партнер по фильму "Свинарка и пастух" (1941) Владимир Зельдин, которому 10 февраля исполнилось 99 лет, на каждый свой день рождения поёт "Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве" и неизменно вспоминает Марину Алексеевну. "Вечерняя Москва" предлагает и вам вспомнить самые яркие роли актрисы. 

Маринка Лукаш, "Богатая невеста" (1937), режиссёр - Иван Пырьев

Украинская колхозница Маринка Лукаш любит тракториста Павло Згару (Борис Безгин), но противный поклонник (Иван Любезнов) - мешает их любви и всё время делает пакости. Фильм имел автобиографическую связь с исполнителями главных ролей и режиссёром – Иваном Пырьевым. Дело в том, что Иван Александрович был влюблён в Ладынину, а она была замужем за артистом Иваном Любезновым. Но судьба уготовила актрисе совсем другую жизнь (она должна была ехать в Ростов, в студию Юрия Завадского, вместе с мужем), и другой путь в искусстве: "Я встретила Ивана Пырьева в 1936 году, когда смотрели "Строгого юношу" Олеши. Потом он пошел меня провожать. Александровский сад... Прошли порядочно и очень много, и интересно говорили, и завтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую. Через некоторое время Иван Александрович заявил мне: "Я тебя не отпущу! Мы поедем на Украину снимать "Богатую невесту". Главная роль – твоя. Все главные роли – твои. И петь, и плясать будешь! Бог с ними – и со Станиславским, и с бывшим мужем. Отныне – только кино. Работать будем без перерыва", - вспоминала Марина Алексеевна. Пырьев сдержал свое обещание. Снимали картину за картиной без перерыва, даже во время войны, и везде Ладынина играла и пела.

Ладынина хотела, чтобы её запомнили именно такой - молодой и боевой / Фото: kinopoisk.ru

Марьяна Бажан, "Трактористы" (1939), режиссёр - Иван Пырьев

Героиня Ладыниной – бригадир женской тракторной бригады. Её фотографию печатают на первых полосах газет и журналов, она командует самой передовой бригадой, управляет не только тяжелым трактором, но и гоняет на мотоцикле. Марьяна не спешит расставаться со свободой и даже не читает пачки писем от всех женихов СССР, которые видели её портрет. Однако не стоит думать, что её сердце холодно – девушка способна на самые искренние и светлые чувства. Ладынина с восторгом вспоминала свою работу в фильме: "Когда я узнала, что в "Трактористах" надо ездить на мотоцикле, я была счастлива. Ведь у меня - мальчишеский характер. Пырьев знал мои страсти и закрыл мотоцикл в сарае на замок. Я никак не могла туда пробраться. Однажды сарай не был закрыт. А для роли мне не надо было на мотоцикле ездить. Я снималась с Крючковым. Он ездил на всем, такой был мужчина, а я боялась. Тогда он мне говорит: "Машка, не дрейфь, всё будет в порядке". Колька меня научил, что, если я на мотоцикле по какой-то причине не могла остановиться, я должна не бояться, выключить мотор и просто упасть, и научил меня, как падать. Я знала, что в том, что я упаду, ничего страшного нет, и я упала, как надо. А потом, когда он подъехал, посмотрел на меня и говорит: "Ну что, Машка, лежишь?" - "Лежу, Колька". На съёмках картины Пырьев и Ладынина официально поженились.

«Трактористы» (1939) / Фото: kinopoisk.ru

Глаша, "Свинарка и пастух" (1944), режиссёр - Иван Пырьев

Если Ладынина была единственной претенденткой на роль свинарки Глаши, то пастуха выбирали из целой гвардии грузинских актёров. Пырьев посадил в зал много девушек – гримеёов, костюмеров, реквизиторов, которые должны были назвать самого романтичного парня. Разумеется, им стал Зельдин. Владимир Михайлович считает, что тем самым девушки спасли его жизнь, иначе бы его забрали на фронт. Ладынина и Зельдин впервые встретились дома у композитора Тихона Хренникова. Эту встречу Зельдин описал в своей книге "Моя профессия: Дон Кихот": "Увидев Марину так близко, я просто от восхищения онемел. Это в фильмах Пырьев часто делал из нее простушку: вот и в "Свинарке и пастухе" ей подтянули носик, обсыпали лицо веснушками, повязали платочком — вышла настоящая деревенская девушка Глаша. Впрочем, она и была деревенской девчонкой — из села Скотинино Смоленской губернии, где родилась в 1908 году, хотя про нее говорили, что она сибирячка, — может быть, потому, что сибиряком был Пырьев. Ну, а передо мной стояла очень красивая и очень породистая белокурая женщина с васильковыми глазами, обворожительной улыбкой, от которой кружилась голова, и с очаровательным, каким-то вкрадчивым и застенчивым голосом. Хотя очень скоро я понял, что в ней и характер наличествовал, и темперамент, и играть она могла вовсе не только музыкальные мелодрамы. Заканчивая театральную студию, Марина читала монолог Катерины из "Грозы" Островского - значит, всё-таки имела право претендовать и на трагедию. Ещё студенткой она дебютировала во МХАТе, и сам Станиславский (во МХАТе она прослужила недолго) о ней сказал: "У неё глаза актрисы - в ней я вижу будущее театра".

Через год после премьеры фильма Пырьев прислал Ладыниной телеграмму со текстом: "Сегодня смотрел "Свинарку". Оказывается, ты очень хорошо играешь". Это послание Марина Алексеевна хранила как реликвию всю свою жизнь.

«Кубанские казаки» (1949) / Фото: kinopoisk.ru

Варя Панкова, "В шесть часов вечера после войны" (1944), режиссёр - Иван Пырьев

Каждый вечер герой Евгения Самойлова Вася Кудряшов (после войны – майор) приходит с букетом цветов в Александровский сад, где до войны познакомился с девушкой Варей. В один прекрасный день случается чудо и она появляется на горизонте… Песни в этой музыкально-поэтической картине Ладыниной дались непросто. Вокальные партии были очень высокие, и она едва не сорвала голос, но Пырьев настаивал, чтобы она продолжала петь. В следующем фильме, "Сказание о земле Сибирской" (1947), её "голосом" была уже профессиональная певица.

Комедия Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» вышла на экраны в 1941 году, в самые тяжелые для нашей страны дни. / Фото: РИА Новости

Галина Пересветова, "Кубанские казаки" (1949), режиссёр – Иван Пырьев

Героиня Ладыниной - вновь железная леди – председатель колхоза "Заветы Ильича". Правда, она уже не такая феминистка, как бригадирша Марьяна из "Трактористов". Видя нерешительность влюблённого в неё коллеги, председателя конкурирующего колхоза "Красный партизан" Гордея Ворона (Сергея Лукьяненко), она первая признаётся ему в любви:

Каким ты был, таким остался,

Орел степной, казак лихой...

Зачем ты снова повстречался,

Зачем нарушил мой покой?

Роль председателя колхоза актрисе давалась с трудом, она даже хотела прекратить съёмки. Актриса мучилась, паниковала и плакала по ночам. Фильм вышел на экраны, а неделю спустя Ладынина достала из почтового ящика письмо: "Ты – наша, – написали ей жители села, где проходили съёмки. – И конём ты управляешь как заправский наездник. И смеёшься, как наши жены. У тебя и юбка, когда ты идешь по стерне, телепается, как у наших баб".

Фото: kino-teatr.ru

amp-next-page separator